История экономических учений. Экономическая мысль Древнего мира (Древняя Греция и Древний Рим). Былынь В.Р - 10 стр.

UptoLike

щения, в целях обслуживания разделения труда и удовлетворения
потребностей граждан.
В своем идеальном государстве Платон противопоставлял внут-
ренний рынок, внешнему, полагая, что для расчетов с иностранцами
должна быть принята единая общая монета, выполняющая роль все-
общей меры стоимости, но использоваться она должна только для
оплаты военных расходов и путешествий в другие страны. Этим по-
ложением объяснялось его требование сдачи частными лицами
воз-
награждений, полученных ими из-за границы и иностранных денег в
обмен на местные по существующему курсу.
6. На ростовщичество вводился запрет. Запрещалось заклады-
вать имущество и отдавать деньги в рост.
7. Доходы государству должно приносить только земледелие,
поскольку оно является единственным честным источником добы-
вания средств. В этой связи Платон предлагал регламентировать
промышленность и торговлю путем организации новых
форм про-
изводства и нормирования цен.
Несмотря на отрицательное отношение к торговле, считая ее
постыдным занятием, поскольку большинство торговцев предпочи-
тают «умеренной прибыли» «ненасытную прибыль», Платон в иде-
альном государстве сохраняет класс купцов. Однако их деятель-
ность должна регулироваться
законом, обеспечивающим им полу-
чение «соразмерной прибыли». Тем самым, Платон допускает обра-
щение денег в качестве капитала, хотя и с известным ограничением.
8. Государство не должно развивать внешнюю торговлю и
должно воспрепятствовать накоплению денежного богатства.
Таким образом, главный принцип построения идеального госу-
дарства Платона основан на идее разделения труда. Платон отно-
сился к разделению труда как к естественному явлению, основан-
ному на разносторонности потребностей людей и односторонности
их дарований. Поэтому, считал он, каждый работник может хорошо
выполнять только одну работу. Работник должен приспосабливаться
к делу, а не дело к работнику. Подобными рассуждения он и обос-
новывает необходимость разделения граждан на сословия, закреп-
ляя за каждым из них определенную функцию.
Основные положения идеального государства преследуют цель
защиты натурального рабовладельческого хозяйства, поэтому Пла-
тон был против накопления денежного богатства и внешней торгов-
ли, стремился воспрепятствовать ввозу и вывозу товаров из
страны,
для чего предлагал обеспечить определенный уровень производства,
соответствующий потребностям государства.
Как упоминалось, доходы государству должно приносить толь-
ко
земледелие. Платон предлагает регламентировать промышлен-
ность и ограничить торговлю путем нормирования цен и строгого
их соблюдения. В законодательной практике наиболее полно это
требование было осуществлено не в Древней Греции, а в Риме в
эдикте римского императора Диоклетиана (284 – 305гг. до н.э.), ус-
тановившего максимальные цены во всем государстве, за несоблю-
дение
которых виновный подлежал смертной казни.
Платон стремился увековечить рабовладельческое государство,
защищающее интересы высших слоев общества, навечно закрепить
за рабами и низшими слоями физический труд, направленный на
неограниченное удовлетворение потребностей первых двух сосло-
вий.
Платон пытался реализовать свой проект идеального государст-
ва, вступив в переговоры
с правителями г. Сиракузы, но реально
ничего предпринято не было. В идеальном государстве имеют место обмен, торговля и
деньги, но их задача, по мнению Платона, заключается только в
том, чтобы обслуживать разделение труда, иначе: удовлетворять
естественные потребности людей. В этой связи Платон признает
только две функции денег: меру стоимости и средство обраще-
ния. Если же
деньги использовать в функции накопления сокро-
вищ, то их излишек может привести к вражде и возмущению, что
не совместимо с идеальным государством. Деньги в роли функ-
ции накопления сокровищ Платон отождествлял с денежным ка-
питалом и называл «грязными» тех людей, которые из всего «вы-
ковывают сокровища».
«Законы» Платон написал в конце своей жизни. В этом труде
многие положения «Политии» смягчены, но рабовладельческий ха-
рактер государства, идеи государственной централизации и общно-
сти сохранены, так как только рабовладельческое государство спо-
собно было защитить интересы и обеспечить безопасность рабовла-
дельца и его семьи. В этом и заключалась, по мнению Платона, ос-
новная социальная функция «идеального» греческого государства.
В обоих случаях «идеальное государство» являлось аграрным.
Основной сферой деятельности признавалось земледелие и нату-
ральное хозяйство. Все физические работы должны выполняться
19
20