История экономических учений. Экономическая мысль Древнего мира (Древняя Греция и Древний Рим). Былынь В.Р - 9 стр.

UptoLike

в Пелопоннесской войне (431–404 гг. до н.э.), борьбой аристократов
с демократами, восстаниями рабов, непрерывными войнами между
греческими городами-государствами за политическое и экономиче-
ское господство. В творческой среде аристократических кругов это
было время поиска новых социально-экономических и политиче-
ских форм и идеалов организации Афинского общества с целью
возрождения его былого
могущества.
В 399 г. до н.э. трагически погибает Сократ. Платон, потрясен-
ный казнью и смертью своего учителя, с этого момента все свои по-
мыслы направляет на разработку проекта идеального государства,
основанного на идее справедливости.
В 388–387 гг. до н.э. Платон основывает собственную школу
Академию, ученики которой в основном занимались математикой
и
основанной на ней своеобразной диалектикой. Основываясь на иде-
ях добра и истины, они обсуждали различные проекты реформиро-
вания Афин. Свой проект идеального государства и экономические
суждения по поводу его функционирования Платон изложил в трак-
татах «Полития» (государство) и «Законы». В отличие от подобного
рода современных ему сочинений он первым создал
законченную и
философски обоснованную модель идеального государства.
Идеальное государство, по мнению Платона, должно основы-
ваться на справедливости, так как только она способна обеспечить
человеку и обществу возможный максимум счастья. Поэтому госу-
дарством должны управлять справедливые и разумные людифи-
лософы. Их задача заключается в созерцании образа жизни граждан
и проведении
в жизнь справедливого и разумного. Философыпра-
вители государства, обязаны жить коммуной, они не должны иметь
ни детей, ни семей, чтобы не ослаблять свой разум и волю заботами
материальной жизни.
Следующим социальным слоем политии являются воины, охра-
няющие государство. Воины, как и философы, также не должны
иметь ни детей, ни семей
. Браки и деторождение в этих верхних со-
циальных слоях общества регулируются государством. Дети у всех
общие, ни родители не знают детей, ни дети родителей. Слабые дети
уничтожаются при рождении, здоровыепередаются в воспита-
тельные дома.
Третий слой идеального государства составляют остальные
гражданеземледельцы, купцы, ремесленники и т. д., объединен-
ные
термином «ремесленники» (демиурги). Их деятельность кон-
тролируется специальными чиновниками (агораномами). Основная
задача ремесленниковобеспечить государство необходимыми ма-
териальными благами. Мысли и желания граждан также регулиру-
ются законами. В отличие от философов и воинов ремесленники
имеют право на частную собственность и семью.
Рабы не входят в третье сословие, так как не считаются гражда-
нами политии. По мнению Платона
, рабыэто «вьючные живот-
ные».
Платон полагал, что подобное деление общества на сословия
является естественным, природным явлением, оно позволяет обще-
ству в целом более качественно и в большем количестве произво-
дить потребительные стоимости. А чтобы в идеальном государстве
граждане жили как «братья», им необходимо, считал Платон, вну-
шать, что одни
люди от рождения «способны начальствовать», дру-
гиебыть «земледельцами и прочими мастеровыми», что « каждый
из нас рождаетсяотличным по своей природе и назначается для
совершения известной работы», которую должен выполнять всю
жизнь
7
. При этом физический труд является занятием низших слоев
общества, а умственную и военную деятельность природа закрепила
за аристократией.
Основные экономические принципы функционирования иде-
ального государства заключались в следующих положениях.
1. Идеальное государство должно основываться на земледелии
и функционировать по принципу автаркииэкономической замкну-
тости от остального мира.
2. Государство должно производить
больше благ, чем требуется
для удовлетворения потребностей городов, чтобы в случае нужды
отдельных городов оказывать им помощь.
3. Государству необходимы обмен и торговля, так как они об-
служивают разделение труда внутри города и между городами.
4. Для совершения сделок куплипродажи необходим класс
купцов. Но государство должно законодательно устанавливать раз-
меры излишка
в соотношении «приходарасхода » купцов, чтобы
обеспечить им получение «соразмерной прибыли».
5. Торговля должна осуществляться посредством денег, высту-
пающих только в роли функции меры стоимости и средства обра-
18
7
Платон. Соч. Изд. 2-е. СПб., 1863. Ч. III. С. 116 –117, 123.
17