Составители:
свободные, по меркам того времени, люди; земля находилась в го-
сударственной или государственно-общественной собственности, а
само государство носило характер деспотии с почти полным бес-
правием членов общества перед ним.
В античном мире (Древняя Греция и Древний Рим) возникнове-
ние цивилизации связано с развитием собственности отдельных се-
мей на средства производства
и на рабов. Роль господствующего
класса в общественной организации труда здесь оказывается вто-
ричной по сравнению с собственностью на средства и условия про-
изводства, при этом основную роль играет частное производство (в
Древнем Риме вообще не возникает государственный сектор эконо-
мики). Таким образом, существует принципиальное различие в эко-
номическом развитии
народов Древнего Востока и античного мира.
Это различие проявилось и в особенностях экономической
мысли Древнего Востока и античного мира. Для экономической
мысли Древнего Востока характерна вовлеченность в религиозно-
мифологическую систему взглядов. Экономические и обществен-
ные явления рассматриваются по преимуществу как результат дей-
ствия природных сил. Для древневосточных литературных источ-
ников характерна
насыщенность иносказаниями, мистикой, симво-
лами. Древневосточная литература, затрагивающая экономические
вопросы, носит нормативный характер. Важное место в ней зани-
мают вопросы организации и управления государственным хозяй-
ством, жестко регламентируется хозяйственная жизнь, труд, быт
земледельцев и ремесленников. Организация натурального хозяй-
ства требовала учета факторов производства, обеспечения пропор-
ций между основными отраслями хозяйственной
деятельности,
создания и управления страховыми фондами на случай неурожая,
поддержания и расширения сложной и масштабной ирригационной
системы. Государственное регулирование товарно-денежных от-
ношений на Древнем Востоке осуществлялось, как правило, непо-
средственной фиксацией цен, монополизацией государством от-
дельных отраслей. Непрямые методы регулирования изменениями
налогообложения или продажей части государственных запасов
применялись намного реже
.
К достижениям экономической мысли Древнего Востока отно-
сится постановка проблем управления государством и государст-
венным хозяйством, обеспечения стабильности в государстве и об-
ществе. На Древнем Востоке впервые в истории начинается станов-
ление прообразов таких конкретных экономических наук, как учет и
анализ хозяйственной деятельности, управления, статистики.
Для развития античного мира характерно возникновение горо-
дов-государств (полисов). Античный полис как государственное
образование возникает на основе городской земледельческой общи-
ны в ходе борьбы мелких свободных производителей с родовой зна-
тью. Важным моментом становления античного полиса
была отмена
долгового рабства, в результате рабство стало исключительно уде-
лом иноплеменников. Античная культура, в том числе экономиче-
ская мысль, явилась продуктом деятельности свободных граждан
полиса. В силу этого она носит более рациональный и демократич-
ный характер, чем древневосточная.
В центре внимания античной экономической мысли находились
проблемы разработки основ натурального
хозяйства, некоторых
элементов товарно-денежных отношений и организации и управле-
ния частного рабовладельческого хозяйства, а также вопросы част-
ной собственности. Античная экономическая мысль не выделилась в
отдельную отрасль знания. Она развивалась в рамках философии,
этики, политики, права, агрономии
3
. Экономические обобщения не
опирались на какую-либо статистическую базу. Можно отметить
лишь, что в сочинениях римских авторов явно просматривается
опытное основание, позволяющее делать выводы об эффективности
той или иной структуры отраслей внутри рабовладельческого хо-
зяйства или о производительности рабского труда в зависимости от
характера обрабатываемой почвы и степени умения и
прилежания
раба. Для древнегреческой и древнеримской мысли характерно пре-
обладание нормативного подхода. Даже в случае, когда даются ка-
кие-то практические рекомендации, основанные на позитивном ис-
следовании экономической практики, формально они выглядят
нормативными, потому что нередко приводятся как готовые рецеп-
ты без обоснований. При этом лишь небольшая часть античной эко-
номической
мысли может претендовать на роль истоков развившей-
ся уже в новое время экономической теории. К таким истокам сле-
6
3
Даже форма античных сочинений экономического характера иногда мало
напоминает научный трактат. Одну из своих книг, посвященных сельскому хозяй-
ству (об уходе за фруктовыми деревьями), римский автор Колумелла написал сти-
хами, явно подражая знаменитому Вергилию, как бы восполнив тем самым сущест-
венный (с точки зрения Колумеллы) пропуск в поэме Вергилия «Георгики».
5