Основы культуры речи. Черняков А.Н. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
тике все более распространяется коммуникативный подход к вопросу, ос-
нованный на рассмотрении проблем культуры речи с точки зрения струк-
туры акта коммуникации (т.е. в рамках единства «отправитель/адресант
сообщения - сообщение - получатель/адресат сообщения»). В этом аспекте,
как отмечает Б.Н.Головин, термин «культура речи» (или «речевая культу-
ра» как
его синоним) может употребляться в трех основных значениях:
1) культура речи - это прежде всего какие-то ее признаки и свойства,
совокупность и система которых говорят о коммуникативном совершенст-
ве речи, т.е. ее способности отражать передаваемую информацию наиболее
адекватно и, как следствие, возможности реализовать процесс коммуника-
ции в его максимально возможной
полноте;
2) культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обес-
печивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях
общения;
3) культура речи - это область лингвистических знаний о культуре речи
как совокупности ее коммуникативных качеств.
Для коммуникативного подхода очень важной является общетеорети-
ческая проблема соотношения языка и речи: речь в данном
случае рас-
сматривается как реализация/воплощение языковой структуры, а весь ком-
плекс вопросов культуры речи обнаруживает непосредственную связь с
вопросами языкового (а в аспекте коммуникации - и внеязыкового) ее
обеспечения. Поэтому в рамках коммуникативного исследования основ-
ными категориями анализа выступают следующие понятия: «язык» (обес-
печивающая общение система знаков, рассмотренная в отвлечении
от кон-
кретных высказываний, как чистая идеальная схема), «речь» (использова-
ние языковых знаков в процессе коммуникации, организованная и оформ-
ленная последовательность знаков), «речевая деятельность» (совокуп-
ность психофизиологических процессов человеческого организма, обеспе-
чивающая построение и трансляцию речи), «текст» (словесное произве-
дение как единство содержания/смысла и формирующей и выражающей
его
речи), «смысл текста» (сформированная в сознании посредством речи
и переданная текстом информация).
Одним из центральных вопросов коммуникативного метода изучения
культуры речи является проблема построения и описания системы ком-
муникативных качеств речи, которая решается путем вычленения и ана-
лиза основных типов соотношений между речью и неречевыми структура-
ми. Среди последних в
поле зрения попадают такие категории, как «язык»,
«мышление», «действительность», «адресат», «условия общения» и др.
Так, анализ соотношения «речь - язык» позволяет осмыслить и описать та-
кие коммуникативные качества речи, как правильность, чистота и богат-
ство (разнообразие); соотношения «речь - мышление» и «речь - действи-
тике все более распространяется коммуникативный подход к вопросу, ос-
нованный на рассмотрении проблем культуры речи с точки зрения струк-
туры акта коммуникации (т.е. в рамках единства «отправитель/адресант
сообщения - сообщение - получатель/адресат сообщения»). В этом аспекте,
как отмечает Б.Н.Головин, термин «культура речи» (или «речевая культу-
ра» как его синоним) может употребляться в трех основных значениях:
    1) культура речи - это прежде всего какие-то ее признаки и свойства,
совокупность и система которых говорят о коммуникативном совершенст-
ве речи, т.е. ее способности отражать передаваемую информацию наиболее
адекватно и, как следствие, возможности реализовать процесс коммуника-
ции в его максимально возможной полноте;
    2) культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обес-
печивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях
общения;
    3) культура речи - это область лингвистических знаний о культуре речи
как совокупности ее коммуникативных качеств.
    Для коммуникативного подхода очень важной является общетеорети-
ческая проблема соотношения языка и речи: речь в данном случае рас-
сматривается как реализация/воплощение языковой структуры, а весь ком-
плекс вопросов культуры речи обнаруживает непосредственную связь с
вопросами языкового (а в аспекте коммуникации - и внеязыкового) ее
обеспечения. Поэтому в рамках коммуникативного исследования основ-
ными категориями анализа выступают следующие понятия: «язык» (обес-
печивающая общение система знаков, рассмотренная в отвлечении от кон-
кретных высказываний, как чистая идеальная схема), «речь» (использова-
ние языковых знаков в процессе коммуникации, организованная и оформ-
ленная последовательность знаков), «речевая деятельность» (совокуп-
ность психофизиологических процессов человеческого организма, обеспе-
чивающая построение и трансляцию речи), «текст» (словесное произве-
дение как единство содержания/смысла и формирующей и выражающей
его речи), «смысл текста» (сформированная в сознании посредством речи
и переданная текстом информация).
    Одним из центральных вопросов коммуникативного метода изучения
культуры речи является проблема построения и описания системы ком-
муникативных качеств речи, которая решается путем вычленения и ана-
лиза основных типов соотношений между речью и неречевыми структура-
ми. Среди последних в поле зрения попадают такие категории, как «язык»,
«мышление», «действительность», «адресат», «условия общения» и др.
Так, анализ соотношения «речь - язык» позволяет осмыслить и описать та-
кие коммуникативные качества речи, как правильность, чистота и богат-
ство (разнообразие); соотношения «речь - мышление» и «речь - действи-
4