ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
28
процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в
истории человечества интересы народных масс – всех и каждого
– и свободной мысли личности определяют жизнь человека, яв-
ляются мерилом его представлений о справедливости. Человече-
ство, взятое в целом, становится мощной геологической силой.
И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о
перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего челове-
ка как единого целого». Такое новое состояние биосферы Вер-
надский назвал «ноосферой». Основной силой, которая создаёт
ноосферу, является рост научного знания, с которым Вернадский
связывал социально-идейный переворот, «ярко выявившийся в
ХХ столетии в основной своей части благодаря научной работе,
научному определению и выявлению социальных задач челове-
чества и форм их организации»
13
.
В 1968 г., когда был основан Римский клуб, мания экономи-
ческого роста была в зените. Вскоре после публикации в 1972 г.
работы «Пределы роста» мир был охвачен нефтяным кризисом,
отразившимся на экономике и обществе. Он оказал сильное воз-
действие на модель мировых инвестиций и вызвал много страте-
гических модификаций. Кризис стал предупреждением для про-
мышленно развитых стран об уязвимости их экономики – в част-
ности, зависимости поставок сырья и энергии от событий, проис-
ходящих в отдельных регионах.
Существование «внешних пределов» для несущей способно-
сти нашей планеты стало общеизвестным, хотя такого рода ин-
формация не всегда желанна и не всегда приветствуется. Согласно
положения этой концепции развитие человечества по тому пути,
который характерен для промышленной цивилизации, имеет свой
предел роста. Этот предел характеризуется, во-первых, ограни-
ченностью природных ресурсов Земли, и, во-вторых, ограничен-
ностью самого человека. В связи с этим возникает ряд проблем,
между развитыми и развивающимися странами, разрушение при-
роды, нерешение которых может привести к гибели человечества.
13
Вернадский В.И. Научная жизнь как планетарное явление. – М.: Наука,
1991. – С. 241.
29
А. Печчеи видит выход из создавшегося положения в проведении
Человеческой Революции, т.е. коренной ломке всех старых пред-
ставлений о человеке и его месте в мире и создании новой систе-
мы мировоззрения. Во главе измененного мира должно встать ми-
ровое правительство, которое будет ограничивать свои корыстные
интересы отдельных государств и транснациональных корпора-
ций. Можно указать ряд явно ошибочных положений лежащих в
основе концепции Римского клуба. Так, например, в работах
А. Печчеи совершенно не учитывается возможность замены одних
израсходованных ресурсов другими, ранее не использовавшимися
(например, широкая замена одних израсходованных ресурсов дру-
гими). С помощью подробного анализа концепции Римского клу-
ба можно показать, что все его ошибки помогают построить идео-
логическую схему, выгодную для заказчика (т.е. для других
транснациональных корпораций). В большинстве случаев люди
говорят себе, что такие пределы носят чисто теоретический харак-
тер или что они не имеют отношения к делу. Разумеется, не су-
ществует абсолютных пределов социоэкономического роста чело-
вечества, а если бы они и существовали, то достижение их – дело
далекого будущего, и трудно предугадать как это все будет вы-
глядеть. Наше поколение могло бы жить и увеличивать свою чис-
ленность, в соответствии с допустимыми пределами возможно-
стей нашей планеты, отодвигая эти пределы, используя эффектив-
ные технологии и новые ресурсы, ранее не используемые. При
таком раскладе в будущем развитие человечества на основе эко-
номического роста продолжался бы без изменений.
Римский клуб – неформальная организация, которая про-
водит экологические исследования на первый план, выдвигая
проблему ограниченности ресурсов и безграничности потребно-
стей. В докладах Римского клуба на основе математических рас-
четов, были сделаны прогнозы экологических последствий ис-
черпания ресурсов вследствие неконтролируемого экономиче-
ского роста
14
.
14
Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. – М., 1976. Печчеи
А. Человеческие качества. – М., 1977. Медоуз Д. Пределы роста. – М.,
процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в А. Печчеи видит выход из создавшегося положения в проведении истории человечества интересы народных масс – всех и каждого Человеческой Революции, т.е. коренной ломке всех старых пред- – и свободной мысли личности определяют жизнь человека, яв- ставлений о человеке и его месте в мире и создании новой систе- ляются мерилом его представлений о справедливости. Человече- мы мировоззрения. Во главе измененного мира должно встать ми- ство, взятое в целом, становится мощной геологической силой. ровое правительство, которое будет ограничивать свои корыстные И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о интересы отдельных государств и транснациональных корпора- перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего челове- ций. Можно указать ряд явно ошибочных положений лежащих в ка как единого целого». Такое новое состояние биосферы Вер- основе концепции Римского клуба. Так, например, в работах надский назвал «ноосферой». Основной силой, которая создаёт А. Печчеи совершенно не учитывается возможность замены одних ноосферу, является рост научного знания, с которым Вернадский израсходованных ресурсов другими, ранее не использовавшимися связывал социально-идейный переворот, «ярко выявившийся в (например, широкая замена одних израсходованных ресурсов дру- ХХ столетии в основной своей части благодаря научной работе, гими). С помощью подробного анализа концепции Римского клу- научному определению и выявлению социальных задач челове- ба можно показать, что все его ошибки помогают построить идео- чества и форм их организации»13. логическую схему, выгодную для заказчика (т.е. для других В 1968 г., когда был основан Римский клуб, мания экономи- транснациональных корпораций). В большинстве случаев люди ческого роста была в зените. Вскоре после публикации в 1972 г. говорят себе, что такие пределы носят чисто теоретический харак- работы «Пределы роста» мир был охвачен нефтяным кризисом, тер или что они не имеют отношения к делу. Разумеется, не су- отразившимся на экономике и обществе. Он оказал сильное воз- ществует абсолютных пределов социоэкономического роста чело- действие на модель мировых инвестиций и вызвал много страте- вечества, а если бы они и существовали, то достижение их – дело гических модификаций. Кризис стал предупреждением для про- далекого будущего, и трудно предугадать как это все будет вы- мышленно развитых стран об уязвимости их экономики – в част- глядеть. Наше поколение могло бы жить и увеличивать свою чис- ности, зависимости поставок сырья и энергии от событий, проис- ленность, в соответствии с допустимыми пределами возможно- ходящих в отдельных регионах. стей нашей планеты, отодвигая эти пределы, используя эффектив- Существование «внешних пределов» для несущей способно- ные технологии и новые ресурсы, ранее не используемые. При сти нашей планеты стало общеизвестным, хотя такого рода ин- таком раскладе в будущем развитие человечества на основе эко- формация не всегда желанна и не всегда приветствуется. Согласно номического роста продолжался бы без изменений. положения этой концепции развитие человечества по тому пути, Римский клуб – неформальная организация, которая про- который характерен для промышленной цивилизации, имеет свой водит экологические исследования на первый план, выдвигая предел роста. Этот предел характеризуется, во-первых, ограни- проблему ограниченности ресурсов и безграничности потребно- ченностью природных ресурсов Земли, и, во-вторых, ограничен- стей. В докладах Римского клуба на основе математических рас- ностью самого человека. В связи с этим возникает ряд проблем, четов, были сделаны прогнозы экологических последствий ис- между развитыми и развивающимися странами, разрушение при- черпания ресурсов вследствие неконтролируемого экономиче- роды, нерешение которых может привести к гибели человечества. ского роста14. 13 14 Вернадский В.И. Научная жизнь как планетарное явление. – М.: Наука, Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. – М., 1976. Печчеи 1991. – С. 241. А. Человеческие качества. – М., 1977. Медоуз Д. Пределы роста. – М., 28 29
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »