История Тамбовского края: философские традиции. Чуфистова Л.И - 8 стр.

UptoLike

Рубрика: 

сов. Поэтому «государство есть организованное отечество»
14
.
Другое дело, что существуют частные сферы жизнисемейно-бытовая, промышленная, духовная
принципиально не подлежащие бюрократическому контролю и регулированию. Попытки подменить
здесь личную инициативу и самодеятельность административной опекой неизбежно ослабляют само
государство, ибо препятствуют циркуляции и свободному взаимодействию жизненных сил социального
организма. Критика Чичериным социалистических утопий основывалась на резком неприятии противо-
естественного их стремления подавить жизненное многообразие, заключить нравственную свободу че-
ловека в догматические тиски искусственных рассудочных построений. Идея органично сбалансиро-
ванного сочетания начал личной автономии и общественной необходимости, воплощенная в чичерин-
ской модели конструктивного диалога институтов государства и гражданского общества, не утратила
своей актуальности до сих пор.
Исторически сложившийся в стране культурный архетип необходимо воспроизводит явную гипер-
трофию властно-принудитель-ного начала в ущерб гражданско-правовым аспектам регулирования мас-
совых процессов. Свою роковую роль здесь сыграли не только постоянная готовность к отражению на-
падений извне и малая плотность этнически неоднородного населения империи. Континентальная за-
медленность жизни выработала особую структуру народных предпочтений, сочетающую стихийное
своеволие «русской души» с несокрушимым терпением и жертвенной готовностью в критических об-
стоятельствах. Ученый специально подчеркивал, что наделение масс суверенными политическими пра-
вами предполагает набор свойств национального характера, отсутствующих у русского человека. Со-
вершенно необходимыми культурными предпосылками демократии оказываются эмоциональная уме-
ренность, личная нравственная самодисциплина, способствующие общественному согласию, идейной
терпимости и чувству взаимного доверия. Веками же вырабатываемая привычка слепо подчиняться ад-
министративному давлению, связывать все личные надежды с государственной опекой, обуздывала, ко-
нечно, казачьи склонности «разгуляться на просторе», но отнюдь не взращивала гражданскую инициа-
тиву в народной среде.
Словно предвидя волюнтаристские попытки навязать демократию, Чичерин настоятельно преду-
преждал: «Там где водворилась неопределенность, ... где воззрения и интересы сбились с обычного пу-
ти, где все перепуталось, где никто не знает своего места, где влияние и уважение, потерявши прежние
центры, не успели приобрести новых ... политическая свобода не принесет ничего, кроме смуты и анар-
хии. Вводить представительные учреждения на авось, полагаясь на благоразумие общества, находяще-
гося в состоянии брожения, не окрепшего и не устроенного, этоверх политического легкомыслия»
15
.
Неизбежно сопутствующая такой «демократии» умелая демагогическая эксплуатация переменчивых
народных желаний, не может не водворить в конце концов во главе государства очередную «сильную
личность», демонстрирующую харизму национального спасителя.
В придворных кругах обращают внимание на ученого. Им импонировал чичеринский лозунг «либе-
ральные меры и сильная власть». 34-летнего профессора приглашают для чтения лекций по государст-
венному праву наследнику престола, цесаревичу Николаю Александровичу. Но вскоре юный цесаревич
умирает от менингита. По словам Чичерина, в этой ранней могиле были похоронены его лучшие надеж-
ды, так как он хотел подготовить монарха-реформа-тора.
Чичерин начинает постепенно отходить от безоговорочной поддержки власти. В 1866 г. важнейшим
итогом его научной деятельности становится докторская диссертация «О народном представительстве».
Это было фундаментальное исследование основных форм демократии, в котором Чичерин выступил
сторонником постепенного развития местного и земского самоуправления при сохранении сильной вла-
сти, действующей на основе закона. В 1868 г. Чичерин выступает с резкой критикой ректора универси-
тета и подает в отставку. Так внезапно заканчивается его университетская карьера. Чичерин возвраща-
ется в родовое имение Караул. В год отставки проходили земские выборы и его избирают гласным, сна-
чала Кирсановского уезда, а затем и губернского собрания. Общественная земская деятельность Чиче-
рина способствовала улучшению положения местных крестьян. Были отменены обременительные для
крестьян натуральные повинности, открыты новые школы, улучшилась медицинская помощь.
14
Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 1. С. 9.
15
Чичерин Б.Н. О народном представительстве. С. 624.