История Тамбовского края: философские традиции. Чуфистова Л.И - 9 стр.

UptoLike

Рубрика: 

В личной жизни, по утверждению Чичерина, происходит осуществление самых заветных его мечта-
ний: это женитьба на Александре Алексеевне Капнист. Теперь Караул становится островком семейного
счастья и благополучия. Хотя жизнь в тамбовском уединении и была по-своему интересной и насыщен-
ной, Б.Н. Чичерина не покидало стремление действовать на широком общественном поприще. Это и
побудило его принять участие в выборах городского головы Москвы в декабре 1881 г. Он одержал убе-
дительную победу. Чичерин энергично приступил к исполнению своих обязанностей, активно отстаивая
самостоятельность местного самоуправления, что с неизбежностью вовлекало его в конфликт с прави-
тельственными органами. После гибели Александра II, Чичерин обращается со специальной запиской к
новому царю, в которой он безуспешно пытается его предостеречь от курса на максимальное усиление
реакционно-консервативных тенденций. Вследствие закулисных интриг одной из первых жертв этого
курса становится сам Чичерин. Император Александр III потребовал, чтобы Чичерин подал прошение
об отставке. Отстранение Чичерина от должности городского головы явилось одним из первых прояв-
лений контрреформаторских действий нового режима.
После своей второй отставки Борис Николаевич всецело погрузился в научную работу, проводя боль-
шую часть времени в Карауле.
Здесь в живописном поместье и были созданы его фундаментальные труды – «История политиче-
ский учений», «Философия права», «Курс государственной науки», «Собственность и государство»,
«Мистицизм в науке», «Положительная философия и единство науки», «О началах этики».
«Собеседник вечного...» – одна из характеристик данных современниками Б.Н. Чичерину. Имен-
но философские проблемы составляли постоянный предмет его глубоких размышлений. Философ-
ская концепция Б.Н. Чичерина своим истоком, прежде всего, имела систему Гегеля. В большинстве
работ русский философ утверждает Абсолютное начало, которое проявляется в познании и руково-
дит практической деятельностью человека. Данное положение является основанием нравственно-
сти, из которого и строится метафизика человека в философской концепции Чичерина. Выяснение
смысла верховных начал, с точки зрения Чичерина, доступно лишь философии, которая есть позна-
ние Абсолютного, где дух понимается как сочетание противоположностей бесконечного и конечно-
го. Именно присутствие в человеке бесконечного элемента, по Чичерину, объясняет невозможность
существования общества без религии.
После тяжелой болезни философ приходит к осознанию невозможности для бренного человека от-
решиться от подлинного источника всякой жизни, от того, что дает ему смысл и бытие. Религиозный
перелом существенным образом повлиял на творчество
Б.Н. Чичерина. Он приходит к мысли о том, что всякая религия служит живой связи между человеком и
Божеством. Лишь в религиозной сфере господствует свободная человеческая совесть, которой никто не
вправе предписывать законы.
Познание истины самоценно, ибо нравственность делает человека причастным сверхчувственно-
му миру и связывает его с Божеством. Согласно с диалектическим законом разума противополож-
ные определения духа, бесконечное и конечное, идеи и жизнь, свобода и необходимость, полагает
мыслитель, должны быть приведены к идеальному соглашению, которое и будет составлять закон
духовного мира. Цель можно будет считать достигнутой, когда конечное полностью будет опреде-
ляться бесконечным началом, составляющим существо духа. Совершенство человеческой жизни
невозможно без понятия о Провидении, без бытия Божьего. Здесь, продолжает Б.Н. Чичерин, мы
выходим за пределы всякого опыта, которому недоступно понимание свободы как метафизической
сущности человека.
Убеждение в существовании Божественного Разума открывает перед человеком новое пространство
пространство веры. Бог выступает как средоточие нравственного мира. Отсюда, по убеждению мыс-
лителя, рождается обязанность любви, проистекающая из сознания связи между верховной Мудростью
и Благостью и ограниченностью человека. Любовь к Богу, утверждает философ, есть любовь к нравст-
венному совершенству, которое в незначительной степени осуществляется в отдельных разумных су-
ществах. Любовь к Богу составляет верховное начало нравственного мира, которое определяет высшее
значение любви к ближним. И лишь признание единого верховного Разума с необходимостью ведет к