ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
21
Романтическое направление представлено в творчестве
великого немецкого композитора, дирижера, музыковеда, реформатора
оперного искусства Рихарда Вагнера (1813-1883), одной из крупнейших фигур
в истории мировой музыкальной культуры . Широко известны его оперы :
«Риенци», «Летучий голландец» , «Тангейзер» , «Лоэнгрин» , «Тристан и
Изольда», тетралогия «Кольцо Нибелунгов» (четыре оперы : «Золото Рейна» ,
«Валькирия» , «Зигфрид», «Гибель богов» ), мистерия «Парсифаль». Творчество
Вагнера обогатило мировое оперное искусство выдающимися достижениями в
области средств музыкальной выразительности и драматургии. Он создал так
называемые музыкальные драмы с новым типом мелодики - «бесконечной
мелодией». Его оперы - гигантские вокально- симфонические поэмы , не
имеющие аналогов в истории оперы . Музыка Вагнера отличается огромной
выразительностью , оркестровым и гармоническим богатством. Его творчество
оказало влияние на мировое музыкальное искусство последующего времени .
В XIX в. ведущими немецкими оперными театрами были Дрезденская
опера, придворный оперный театр в Веймаре, оперные театры Берлина,
Лейпцигская опера. В 1872-1876 гг . по замыслу Р . Вагнера был построен
Байрёйтский театр (Дом торжественных представлений), предназначенный для
постановок его опер .
Немецкая романтическая сказка
В немецком литературоведении есть два названия – «literarisches
Maerchen» (сказка , ориентированная на фольклор) и «Kunstmaerchen»
(художественная сказка ). Метасюжеты европейской волшебной сказки
разобраны в книгах В . Я . Проппа («Исторические корни волшебной сказки»,
«Морфология сказки»), Е .М . Мелетинского («О литературных архетипах»,
«Историческая поэтика новеллы»), Ф . Ленца («Образный язык народных
сказок» ), М .-Л. фон Франца («Психология сказки»). Понимание
сверх ъ естественного как естественного , чудесные персонажи и действия,
типичный мотив испытания-становления героя фольклорной сказки нашли свое
отражение в литературной сказке, но в ней нет фольклорной образности . Одним
из наиболее точных является определение литературной сказки как «авторского
произведения, в котором волшебство играет роль сюжетообразующего
фактора» (Л.Ю. Брауде, «К истории понятия «литературная сказка» ).
Литературная сказка заимствует жанровую свободу повествования
фольклорной сказки , но это иная свобода, проникнутая индивидуальным
восприятием мира, способная построить собственный микрокосм .
Литература, посвященная жанру литературной романтической сказки в
Германии, многообразна. Здесь следует упомянуть монографии Р. Бенца
«Сказочное творчество романтиков» , Г. Штеффена «Сказочное творчество в
эпоху Просвещения и романтизма» , Г. Тодсена «О развитии романтической
литературной сказки»…
Возникновению немецкой романтической сказки предшествовал
сложный и длительный процесс сближения литературы и фольклора, появления
21 Романти ческое направлени е пред ставлено в творчестве вели кого немецкого компози тора, д и ри ж ера, му зы ковед а, реф орматора оперного и ску сства Ри хард а В агнера (1813-1883), од ной и з кру пнейш и х ф и гу р в и стори и ми ровой му зы кальной ку льту ры . Ш и роко и звестны его оперы : «Ри енци », «Л ету чи й голланд ец», «Тангейзер», «Л оэнгри н», «Т ри стан и И зольд а», тетралоги я «К ольцо Ни белу нгов» (четы ре оперы : «Золото Рейна», «В альки ри я», «Зи гф ри д », «Ги бель богов»), ми стери я «Парси ф аль». Т ворчество В агнера обогати ло ми ровое оперное и ску сство вы д аю щ и ми ся д ости ж ени ями в области сред ств му зы кальной вы рази тельности и д рамату рги и . О н созд ал так назы ваемы е му зы кальны е д рамы с новы м ти пом мелод и ки - «бесконечной мелод и ей». Е го оперы - ги гантски е вокально-си мф они чески е поэмы , не и мею щ и е аналогов в и стори и оперы . М у зы ка В агнера отли чается огромной вы рази тельностью , оркестровы м и гармони чески м богатством. Е го творчество оказало вли яни ена ми ровоему зы кальноеи ску сство послед у ю щ его времени . В XIX в. вед у щ и ми немецки ми оперны ми театрами бы ли Д резд енская опера, при д ворны й оперны й театр в В еймаре, оперны е театры Берли на, Л ейпци гская опера. В 1872-1876 гг. по замы слу Р. В агнера бы л построен Байрё йтски й театр (Д ом торж ественны х пред ставлени й), пред назначенны й д ля постановокего опер. Немецкаяроманти ческаясказка В немецком ли терату ровед ени и есть д ва названи я – «literarisches Maerchen» (сказка, ори енти рованная на ф ольклор) и «Kunstmaerchen» (ху д ож ественная сказка). М етасю ж еты европейской волш ебной сказки разобраны в кни гах В .Я . Проппа («И стори чески е корни волш ебной сказки », «М орф ологи я сказки »), Е .М . М елети нского («О ли терату рны х архети пах», «И стори ческая поэти ка новеллы »), Ф . Л енца («О бразны й язы к народ ны х сказок»), М .-Л . ф он Ф ранца («Пси хологи я сказки »). Пони мани е сверхъестественного как естественного, чу д есны е персонаж и и д ействи я, ти пи чны й моти в и спы тани я-становлени я героя ф ольклорной сказки наш ли свое отраж ени евли терату рной сказке, но вней нетф ольклорной образности . О д ни м и з наи болееточны х являетсяопред елени ели терату рной сказки как«авторского прои звед ени я, в котором волш ебство и грает роль сю ж етообразу ю щ его ф актора» (Л .Ю . Брау д е, «К и стори и поняти я «ли терату рная сказка»). Л и терату рная сказка заи мству ет ж анрову ю свобод у повествовани я ф ольклорной сказки , но это и ная свобод а, прони кну тая и нд и ви д у альны м воспри яти ем ми ра, способнаяпострои ть собственны й ми крокосм. Л и терату ра, посвящ енная ж анру ли терату рной романти ческой сказки в Германи и , многообразна. Зд есь след у ет у помяну ть монограф и и Р. Бенца «Сказочное творчество романти ков», Г. Ш теф ф ена «С казочное творчество в эпоху Просвещ ени я и романти зма», Г. Т од сена «О разви ти и романти ческой ли терату рной сказки »… В озни кновени ю немецкой романти ческой сказки пред ш ествовал слож ны й и д ли тельны й процесссбли ж ени яли терату ры и ф ольклора, появлени я
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »