Немецкая литература начала XIX века. Романтизм. Чугунов Д.А. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

22
в литературе Италии и Франции произведений с чертами ,
заимствованными из народных сказок. Как и во Франции, немецкая
литературная сказка зарождается в эпоху Просвещения. Наиболее яркими
представителями немецкой литературы , работавшими в жанре литературной
сказки , можно назвать К . М . Виланда (роман «Дон Сильвио де Розальда»
включал в себя вставную сказку «История принца Бирибинкера»), И .К . Музеуса
( сборник «Народных сказок немцев» ), И .В . Гете («Сказка» ).
Переходным этапом от литературной сказки Просвещения к
романтической сказке являются сказки Новалиса , в которых еще сильны
тенденции, характерные для сказок предыдущей эпохи. Но романтическая
концепция истории уже отражается в его творчестве (вставные сказки в романе
«Генрих фон Офтердинген» ). Значительно расширил само понятие жанра
литературной сказки Людвиг Тик (сказки - новеллы «Белокурый Экберт» ,
«Руненберг» , драматические сказки «Кот в сапогах», «Красная шапочка» ). В
сказочной повести Фуке «Ундина» ставятся в целом те же проблемы , что и в
сказках Новалиса и Тика : связи человека и природы, реального и
фантастического миров, внутренней жизни романтической личности .
Таким образом, можно утверждать , что первые романтики
разрабатывали философские основы данного направления. На первом этапе
развития романтизма обретает свои основные черты и литературная сказка :
сказочная фантастика становится средством философского постижения жизни ,
а сама сказка (особенно в Германии) - своеобразным языком романтизма.
Второй этап развития немецкой романтической сказки в наибольшей
степени представлен в творчестве Брентано. Несмотря на то , что его сказки
очень близки к народным, в них все большее значение приобретает
действительность , хотя мир его сказок остается при этом фантастическим,
волшебным целостным миром, живущим по своим законам, сильно
отличающимся от законов современного человеческого общества . Опираясь на
принцип романтической иронии, Брентано вырабатывает своеобразный
поэтический язык, придает большое значение именам героев, в которых
отражается их характер .
Таким образом, на втором этапе развития романтизма литературная
сказка , сохраняя приверженность народной традиции, постепенно
превращается в крупное синтетическое произведение с большим количеством
героев, со сложной внутренней структурой.
На третьем этапе немецкого романтизма (1814 - 1830) также начинается
процесс более глубокого и пристального изучения действительности , ее
социальных противоречий. По мере своего развития романтическое сознание
стало постепенно настраиваться на волну жизни действительной, которая
выдвигает свои проблемы . Романтизм предыдущего этапа в это время
переживает кризис, в нем усиливаются религиозные элементы . Именно такую
эволюцию претерпело творчество Арнима, Брентано. Ведущую роль в 30-40-е
годы в литературной жизни Германии играют А. Шамиссо , Г. Гейне,
Э .Т.А . Гофман, В . Гауф, подвергшие острой критике феодально-
монархическую действительность . И все же немецкие романтики продолжают
                                             22
в ли терату ре И тали и и Ф ранци и             прои звед ени й         с    чертами ,
заи мствованны ми и з народ ны х сказок. К ак и во Ф ранци и , немецкая
ли терату рная сказка зарож д ается в эпоху Просвещ ени я. Наи более ярки ми
пред стави телями немецкой ли терату ры , работавш и ми в ж анре ли терату рной
сказки , мож но назвать К .М . В и ланд а (роман «Д он С и льви о д е Розальд а»
вклю чал всебявставну ю сказку «И стори япри нца Би ри би нкера»), И .К . М у зеу са
(сборни к«Народ ны х сказокнемцев»), И .В . Гете(«С казка»).
          Переход ны м этапом от ли терату рной сказки Просвещ ени я к
романти ческой сказке являю тся сказки Новали са, в которы х ещ е си льны
тенд енци и , характерны е д ля сказок пред ы д у щ ей эпохи . Но романти ческая
концепци я и стори и у ж еотраж ается в его творчестве(вставны есказки в романе
«Генри х ф он О ф терд и нген»). Значи тельно расш и ри л само поняти е ж анра
ли терату рной сказки Л ю д ви г Т и к (сказки -новеллы «Белоку ры й Э кберт»,
«Ру ненберг», д рамати чески е сказки «К от в сапогах», «К расная ш апочка»). В
сказочной повести Ф у ке «У нд и на» ставятся в целом те ж е проблемы , что и в
сказках Новали са и Т и ка: связи человека и при род ы , реального и
ф антасти ческого ми ров, вну тренней ж и зни романти ческой ли чности .
          Т аки м образом, мож но у тверж д ать, что первы е романти ки
разрабаты вали ф и лософ ски е основы д анного направлени я. На первом этапе
разви ти я романти зма обретает свои основны е черты и ли терату рная сказка:
сказочная ф антасти ка станови тся сред ством ф и лософ ского пости ж ени я ж и зни ,
а сама сказка (особенно вГермани и ) - своеобразны м язы ком романти зма.
          В торой этап разви ти я немецкой романти ческой сказки в наи больш ей
степени пред ставлен в творчестве Брентано. Несмотря на то, что его сказки
очень бли зки к народ ны м, в ни х все больш ее значени е при обретает
д ействи тельность, хотя ми р его сказок остается при этом ф антасти чески м,
волш ебны м целостны м ми ром, ж и ву щ и м по свои м законам, си льно
отли чаю щ и мся от законов современного человеческого общ ества. О пи раясь на
при нци п романти ческой и рони и , Брентано вы рабаты вает своеобразны й
поэти чески й язы к, при д ает больш ое значени е и менам героев, в которы х
отраж аетсяи х характер.
          Т аки м образом, на втором этапе разви ти я романти зма ли терату рная
сказка,       сохраняя при верж енность народ ной            трад и ци и , постепенно
превращ ается в кру пное си нтети ческое прои звед ени е с больш и м коли чеством
героев, со слож ной вну тренней стру кту рой.
          На третьем этапе немецкого романти зма (1814 - 1830) такж е начи нается
процесс более глу бокого и при стального и зу чени я д ействи тельности , ее
соци альны х проти воречи й. По мере своего разви ти я романти ческое сознани е
стало постепенно настраи ваться на волну ж и зни д ействи тельной, которая
вы д ви гает свои проблемы . Романти зм пред ы д у щ его этапа в это время
переж и вает кри зи с, в нем у си ли ваю тся рели ги озны е элементы . И менно таку ю
эволю ци ю претерпело творчество А рни ма, Брентано. В ед у щ у ю роль в 30-40-е
год ы в ли терату рной ж и зни Германи и и граю т А . Ш ами ссо, Г. Гейне,
Э .Т .А . Гоф ман,    В . Гау ф ,  под вергш и е острой        кри ти ке ф еод ально-
монархи ческу ю д ействи тельность. И все ж е немецки е романти ки прод олж аю т