Немецкая литература начала XIX века. Романтизм. Чугунов Д.А. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

24
Информация общекультурного плана :
1. Феномен «бидермайера» в Германии.
2. Политическая действительность Германии после Венского
конгресса .
Моменты межнационального литературного взаимодействия или
типологического сходства в сравнении с другими литературами Европы:
1. Интерес в Германии к историческим романам В . Скотта и
Ф . Купера. Внимание к живому изображению действительности , «картинам
жизни» (В . Гауф).
2. Немецкие культурные и научные экспедиции в Грецию и Малую
Азию в начале XIX века .
Краткая теоретическая информация по теме:
Стиль с труднопроизносимым названием «бидермайер» (в дословном
переводе с немецкого «бравый господин Майер» ) являет собой образец
уютного бытия в представлении мещанина.
Бидермайер зародился в Германии и Австрии в начале XIX века . Потом,
ближе к середине века , он перекинулся и в Россию и здесь несколько
трансформировался. Бидермайер на российский манер это дом Коробочки из
гоголевских «Мертвых душ»: «Комната была обвешана старенькими
полосатыми обоями ; картины с какими -то птицами ; между окон старинные
маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким
зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок;
стенные часы с нарисованными цветами на циферблате… Он (Чичиков)
чувствовал, что глаза его липнули , как будто их кто - нибудь вымазал медом».
Примечательно, что этот стиль прежде всего появился в быту , а не был
навязан модными художественными изысками . Поэтому бидермайером его
окрестили только через полвека после появления. История эта довольно
примечательна: свое название стиль получил с легкой руки литературной
братии.
Случилось это так. В 1848 году немецкий поэт фон Шеффель
опубликовал два стихотворения «Уютное времяпрепровождение бидермана»
и «Сетования праздного Майера» , а в 1850-м другой немецкий поэт Айхродт из
существительного Biеdеrmann и имени M еi еr составил псевдоним, которым
стал подписывать свои литературные опусы .
Лирический герой Айхродта был, как говорится, маленьким человеком,
не чуждым таких же маленьких прелестей жизни . По словам самого автора, он
представлял собой «скромного бидермайера, который, довольствуясь своей
комнатушкой, крошечным садиком и жизнью в забытом богом местечке,
                                                  24
       Инф орм а ци я                                  обще ку льт у рногопла на :

      1. Ф еномен «би д ермайера» вГермани и .
      2. Поли ти ческая д ействи тельность Германи и                     после       В енского
конгресса.


        М ом е нт ы м е жна ци она льного ли т е ра т у рного вза и м оде йст ви я и ли
т и пологи че скогосходст ва всра внени и с дру ги м и ли т е ра т у ра м и Европы :

         1. И нтерес в Германи и к и стори чески м романам В . С котта и
Ф . К у пера. В ни мани е к ж и вому и зображ ени ю д ействи тельности , «карти нам
ж и зни » (В . Гау ф ).
         2. Немецки е ку льту рны е и нау чны е экспед и ци и в Греци ю и М алу ю
А зи ю в началеXIX века.


       Кра т ка я т е оре т и че ска я и нф орм а ци я пот е м е :

        С ти ль с тру д нопрои зноси мы м названи ем «би д ермайер» (в д ословном
перевод е с немецкого – «бравы й господ и н М айер») являет собой образец
у ю тного бы ти явпред ставлени и мещ ани на.
        Би д ермайер зарод и лся в Германи и и А встри и в началеXIX века. Потом,
бли ж е к серед и не века, он переки ну лся и в Росси ю и зд есь несколько
трансф орми ровался. Би д ермайер на росси йски й манер – это д ом К оробочки и з
гоголевски х «М ертвы х д у ш »: «К омната бы ла обвеш ана стареньки ми
полосаты ми обоями ; карти ны с каки ми -то пти цами ; меж д у окон стари нны е
маленьки езеркала стемны ми рамками в ви д есверну вш и хся ли стьев; за всяки м
зеркалом залож ены бы ли и ли пи сьмо, и ли старая колод а карт, и ли чу лок;
стенны е часы с нари сованны ми цветами на ци ф ерблате… О н (Ч и чи ков)
чу вствовал, что глаза его ли пну ли , какбу д то и х кто-ни бу д ь вы мазал мед ом».
        При мечательно, что этот сти ль преж д е всего появи лся в бы ту , а не бы л
навязан мод ны ми ху д ож ественны ми и зы сками . Поэтому би д ермайером его
окрести ли только через полвека после появлени я. И стори я эта д овольно
при мечательна: свое названи е сти ль полу чи л с легкой ру ки ли терату рной
брати и .
        С лу чи лось это так. В 1848 год у немецки й поэт ф он Ш еф ф ель
опу бли ковал д ва сти хотворени я – «У ю тное времяпрепровож д ени е би д ермана»
и «С етовани япразд ного М айера», а в 1850-м д ру гой немецки й поэтА йхрод ти з
су щ естви тельного „Biеdеrmann“ и и мени „Mеiеr“ состави л псевд они м, которы м
стал под пи сы вать свои ли терату рны еопу сы .
        Л и ри чески й герой А йхрод та бы л, какговори тся, маленьки м человеком,
не чу ж д ы м таки х ж е маленьки х прелестей ж и зни . По словам самого автора, он
пред ставлял собой «скромного би д ермайера, которы й, д овольству ясь своей
комнату ш кой, крош ечны м сад и ком и ж и знью в забы том богом местечке,