Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку. Чуйкова Ж.В. - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

обучения. До этого времени считалось, что русскому языку, поскольку он
родной, детям специально учиться незачем они осваивают родной язык
естественно, по мере собственного развития.
Однако уже в конце XVIII века утверждается мнение о необходимости
целенаправленной работы по обучению родному языку, который
рассматривается как важнейшее условие национального воспитания.
Например, в работе «О воспитании» (1798 г.) русский просветитель А.
Прокопович-Антонский писал: «Преимущественно дóлжно заниматься
отечественным языком и употреблять все старания и средства для
достижения в нем правильного, твердого, основательного знания, оставлять в
небрежении такой язык есть крайне грубое непростительное заблуждение»
(цит. по Фоменко А.В., 2000, с.6).
Преодоление этого «заблуждения», как показало время, оказалось
делом нелегким: необходимость формирования системного подхода
(решающего одновременно воспитательные и образовательные задачи и
органично соединяющего теорию с практикой) к обучению языку русские
педагоги доказывали в течение всего XIX века. Однако в этом процессе
движения «к системе» роль движущей силы изначально принадлежала не
столько педагогам, сколько филологам, точнее представителям русского
языкознания, которые стремились сделать русский язык полноценным
предметом школьного изучения.
Педагогика всерьез обратилась к этой проблеме лишь во второй
половине XIX века, когда необходимость обучения родному языку и «на
родном языке» звучала особенно актуально в связи с дискуссией об
образовании «классическом» и «реальном». Не случайно впоследствии
первые попытки систематизации обучения дошкольников родному языку,
которые предпринимают представители «школы Ушинского» (Е. И. Тихеева,
Е.Н. Водовозова и др.), отражают не столько их личный исследовательский
выбор, сколько наполнение учебного содержания создающихся
общественных дошкольных учреждений.
Первый этап относится к периоду, когда движение педагогической
мысли на основе развивающего языкознания и психологии, уже подготовило
переход к пониманию значимости обучения русскому языку в школах и
гимназиях.
Для объяснения нового понимания отношения к родному языку нам
понадобится небольшой исторический экскурс.
Вспомним развитие языкознания в Древней Греции, когда язык
рассматривался как средство формирования и выражения мысли, т.е.
характеризовался как средство логики.
Первым специальным сочинением по языкознанию в европейской
науке считается диалог Платона «Кратил». Однако языковедческий
интерес представляет способ построения Платоном его общей
философской системы (диалог «Софист»). За ним цельную логико-
языковую концепцию изложил Аристотель (394-322 гг. до н.э.) в работах
«Категории», «Об истолковании».
40
обучения. До этого времени считалось, что русскому языку, поскольку он
родной, детям специально учиться незачем – они осваивают родной язык
естественно, по мере собственного развития.
      Однако уже в конце XVIII века утверждается мнение о необходимости
целенаправленной работы по обучению родному языку, который
рассматривается как важнейшее условие национального воспитания.
Например, в работе «О воспитании» (1798 г.) русский просветитель А.
Прокопович-Антонский писал: «Преимущественно дóлжно заниматься
отечественным языком и употреблять все старания и средства для
достижения в нем правильного, твердого, основательного знания, оставлять в
небрежении такой язык есть крайне грубое непростительное заблуждение»
(цит. по Фоменко А.В., 2000, с.6).
      Преодоление этого «заблуждения», как показало время, оказалось
делом нелегким: необходимость формирования системного подхода
(решающего одновременно воспитательные и образовательные задачи и
органично соединяющего теорию с практикой) к обучению языку русские
педагоги доказывали в течение всего XIX века. Однако в этом процессе
движения «к системе» роль движущей силы изначально принадлежала не
столько педагогам, сколько филологам, точнее представителям русского
языкознания, которые стремились сделать русский язык полноценным
предметом школьного изучения.
      Педагогика всерьез обратилась к этой проблеме лишь во второй
половине XIX века, когда необходимость обучения родному языку и «на
родном языке» звучала особенно актуально в связи с дискуссией об
образовании «классическом» и «реальном». Не случайно впоследствии
первые попытки систематизации обучения дошкольников родному языку,
которые предпринимают представители «школы Ушинского» (Е. И. Тихеева,
Е.Н. Водовозова и др.), отражают не столько их личный исследовательский
выбор, сколько         наполнение учебного содержания создающихся
общественных дошкольных учреждений.
      Первый этап относится к периоду, когда движение педагогической
мысли на основе развивающего языкознания и психологии, уже подготовило
переход к пониманию значимости обучения русскому языку в школах и
гимназиях.
      Для объяснения нового понимания отношения к родному языку нам
понадобится небольшой исторический экскурс.
        Вспомним развитие языкознания в Древней Греции, когда язык
рассматривался как средство формирования и выражения мысли, т.е.
характеризовался как средство логики.
         Первым специальным сочинением по языкознанию в европейской
  науке считается диалог Платона «Кратил». Однако языковедческий
  интерес представляет способ построения Платоном его общей
  философской системы (диалог «Софист»). За ним цельную логико-
  языковую концепцию изложил Аристотель (394-322 гг. до н.э.) в работах
  «Категории», «Об истолковании».
                                                                        40