История буддизма. Цыбенов Б.Д. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

9. «Великий» пятый далай-лама Агван-Лобсан-
Чжамцо.
10. Оккупация Тибета китайскими войсками в
1950 г. 14-й далай-лама Агван-Лобсан-Данзан Чжамцо. Его
жизнь и деятельность.
Краткое содержание лекции:
Начало распространения буддизма в Тибете окутано
легендами. Религия бонодна из форм центрально-
азиатского шаманизма. Первым легендарным покровителем
буддизма в Тибете считается царь Лхатотори.
При царе Сронцзангампо у тибетцев появилась
письменность. Его жены были буддистками. Буддизм очень
медленно укоренялся в тибетском обществе. Большую роль
в деле распространения буддизма в Тибете сыграли
индийские проповедники Шантиракшита, Падмасамбхава,
Камалашила и другие.
В начале 40-х годов IX века царь Лангдарма
устраивает гонения на буддизм и восстанавливает все
привилегии бонского жречества. Однако один из
буддийских монахов убил его. Гибель царя-гонителя и
сейчас празднуется в регионах распространения тибетского
буддизма.
С XI века буддизм быстро распространяется в народе,
за сто-двести лет Тибет превратился в цитадель буддизма.
Основные школы тибетского буддизма: кадампа, кагьюпа,
сакьяпа, ньингмапа, гелугпа. К этим школам примыкает ряд
субтрадиций: джонангпа, карма-кагью, бригун-кагью, Риме.
Наиболее известные тибетские монастыри: Потала,
Лавран, Гумбум, Ташилхунпо, Сэра.
Вершиной развития буддийской культуры Тибета
стало творчество и деятельность выдающегося реформатора
буддизма Цзонкхапы. (Цзонкхапа Лобзан Драгпа, 1357-1419
гг.). Он получил превосходное по тибетским стандартам
образование, отличался великолепной памятью,
прилежанием и невероятной эрудицией. Основанная им
школа вошла в историю под названием Гелугпа.
Гелугпинцы создали мощную сеть монастырейдацанов.
Крупные дацаны имели три факультетаобщий
(философский - цанид), медицинский и тантрический. К
началу XVII века школа гелугпа превратилась в силу,
доминировавшую как в духовной, так и в политической
жизни Тибета.
Монгольский Алтан-хан в 1578 г. приглашает в
Монголию иерарха школы гелугпа Соднам-Чжамцо и
дарует ему титул «Ваджрадара Далай-лама» - Держатель
ваджры Далай-лама. Далай-ламы считались
воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары. Внук
Алтан-хана стал Далай-ламой IV. Позже монгольский
правитель Гуши-хан оказал большую помощь Далай-ламе
V в укреплении его власти в Тибете.
Другой первоиерарх ТибетаПанчэн-ламаот
санскрит. «пандит», «ученый», и тибет. «чэн», «великий»
- считался проявлением Будды Амитабхи и поэтому
иерархически стоял выше Далай-лам. Однако в отличие
от Далай-лам, Панчэн-ламы были лишены светской
власти.
Далай-лама III Соднам-Чжамцо (1543-1588 гг.)
получил отличное образование, был настоятелем
Брайбуна. Умер он в Монголии.
Далай-лама V Агван-Лобсан-Чжамцо (1617-1697 гг.)
известен как «Аба ченбо» (тиб. «Великий пятый»). При
нем построен монастырь Далай-ламПотала. Он укрепил
престиж и авторитет тибетского иерарха.
В 1950 г. правительство КНР ввело свои войска в
Тибет под предлогом его «освобождения». Далай-лама
XIV Тензин-Джамцо родился в 1935 г. В 1959 г. В
Тибете вспыхнуло восстание. После его подавления
Далай-лама и множество тибетцев бежали в Индию. В
настоящее время Далай-лама XIV использует все
     9.       «Великий» пятый далай-лама Агван-Лобсан-      прилежанием и невероятной эрудицией. Основанная им
Чжамцо.                                                     школа вошла в историю под названием Гелугпа.
     10.      Оккупация Тибета китайскими войсками в        Гелугпинцы создали мощную сеть монастырей – дацанов.
1950 г. 14-й далай-лама Агван-Лобсан-Данзан Чжамцо. Его     Крупные дацаны имели три факультета – общий
жизнь и деятельность.                                       (философский - цанид), медицинский и тантрический. К
                                                            началу XVII века школа гелугпа превратилась в силу,
      Краткое содержание лекции:                            доминировавшую как в духовной, так и в политической
      Начало распространения буддизма в Тибете окутано      жизни Тибета.
легендами. Религия бон – одна из форм центрально-                Монгольский Алтан-хан в 1578 г. приглашает в
азиатского шаманизма. Первым легендарным покровителем       Монголию иерарха школы гелугпа Соднам-Чжамцо и
буддизма в Тибете считается царь Лхатотори.                 дарует ему титул «Ваджрадара Далай-лама» - Держатель
      При царе Сронцзангампо у тибетцев появилась           ваджры      Далай-лама.      Далай-ламы       считались
письменность. Его жены были буддистками. Буддизм очень      воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары. Внук
медленно укоренялся в тибетском обществе. Большую роль      Алтан-хана стал Далай-ламой IV. Позже монгольский
в деле распространения буддизма в Тибете сыграли            правитель Гуши-хан оказал большую помощь Далай-ламе
индийские проповедники Шантиракшита, Падмасамбхава,         V в укреплении его власти в Тибете.
Камалашила и другие.                                             Другой первоиерарх Тибета – Панчэн-лама – от
      В начале 40-х годов IX века царь Лангдарма            санскрит. «пандит», «ученый», и тибет. «чэн», «великий»
устраивает гонения на буддизм и восстанавливает все         - считался проявлением Будды Амитабхи и поэтому
привилегии бонского жречества. Однако один из               иерархически стоял выше Далай-лам. Однако в отличие
буддийских монахов убил его. Гибель царя-гонителя и         от Далай-лам, Панчэн-ламы были лишены светской
сейчас празднуется в регионах распространения тибетского    власти.
буддизма.                                                        Далай-лама III Соднам-Чжамцо (1543-1588 гг.)
      С XI века буддизм быстро распространяется в народе,   получил отличное образование, был настоятелем
за сто-двести лет Тибет превратился в цитадель буддизма.    Брайбуна. Умер он в Монголии.
Основные школы тибетского буддизма: кадампа, кагьюпа,            Далай-лама V Агван-Лобсан-Чжамцо (1617-1697 гг.)
сакьяпа, ньингмапа, гелугпа. К этим школам примыкает ряд    известен как «Аба ченбо» (тиб. «Великий пятый»). При
субтрадиций: джонангпа, карма-кагью, бригун-кагью, Риме.    нем построен монастырь Далай-лам – Потала. Он укрепил
      Наиболее известные тибетские монастыри: Потала,       престиж и авторитет тибетского иерарха.
Лавран, Гумбум, Ташилхунпо, Сэра.                                В 1950 г. правительство КНР ввело свои войска в
      Вершиной развития буддийской культуры Тибета          Тибет под предлогом его «освобождения». Далай-лама
стало творчество и деятельность выдающегося реформатора     XIV Тензин-Джамцо родился в 1935 г. В 1959 г. В
буддизма Цзонкхапы. (Цзонкхапа Лобзан Драгпа, 1357-1419     Тибете вспыхнуло восстание. После его подавления
гг.). Он получил превосходное по тибетским стандартам       Далай-лама и множество тибетцев бежали в Индию. В
образование,     отличался      великолепной    памятью,    настоящее время      Далай-лама XIV использует все