Механизм государственного воздействия на формирование институциональной среды экономики региона. Цыренов А.Р - 15 стр.

UptoLike

29 30
принципы институтоцентризма, несводимости, методологи-
ческого социализма, единства и историзма [97].
Принцип институтоцентризма является главным, ос-
тальные, по существу, являются его расшифровками, отра-
жающими тот или иной его аспект. Данный принцип утвер-
ждает, что ни одна область социальной науки не может ни
выделить свой предмет как упорядоченное единство, ни
изучать, отвлекаясь от конкретной социальной формы соци-
альной жизни. Исходя из этого необходимо принять во
внимание систему рефлексивных норм. Без участия этих
норм не существует какого-то механизма регулирования
совместной деятельности людей, которое можно было бы
изучать отдельно.
Принцип несводимости устанавливает четкую границу
между социальным и естественнонаучным знанием. Каждое
из них имеет свой особый предмет. Мир человека и его
опыт двойственен. Это мир природы в естественном или
«прирученном» посредством целенаправленно применяе-
мой техники состоянии. И это мир социальной жизни, един-
ство которой восходит к особому типу упорядоченности по-
средством рефлексивных норм. Совместную деятельность
людей можно и нужно изучать либо только как природно-
техническую, либо только как социальную систему. Каж-
дый из этих аспектов подчиняется своим, непересекающим-
ся цепочкам причинно-следственных связей. Сводить оба
мира к единым основаниям, например, искать законы соци-
альной жизни как частные проявления естественнонаучных
законов, как считают экономисты, методологически некор-
ректно.
Принцип методологического социализма указывает,
что должно быть отправным пунктом научного анализа со-
циальной системы и что таким отправным пунктом быть не
может. Если социальная система есть совместная деятель-
ность, регулируемая рефлексивными нормами, то наличие
рефлексивно нормируемой совместной деятельности долж-
но быть явно и недвусмысленно принято в качестве исход-
ной предпосылки любого исследования социальной систе-
мы. Нельзя теоретически реконструировать социальную
систему из взаимодействия индивидов, если в модель пове-
дения каждого из них уже не заложены с самого начала
особые основания действия, определяемые рефлексивными
нормами. Институты не могут быть выведены путем умо-
заключений из свойств поведения взаимодействующих ин-
дивидов в их «естественном», «доинституированном», не
нормируемом состоянии. При этом не имеет значения, ка-
кие свойства поведения принимаются в качестве исходных,
преобладают ли в нем эгоистические или альтруистические
мотивы. Фигура «естественного» индивида логически
предшествует понятию института. Это принцип методоло-
гического индивидуализма. Понятие института логически
предшествует фигуре понятия неинституциализированного
индивида. Это принцип методологического социализма
(уже, очевидно, понятно, что термин «социалистический»
несет здесь смысловую нагрузку, не имеющую отношения к
социализму как общественному строю). Иными словами,
институционализированная совместная деятельность людей
может быть выведена только из институционализированной
совместной деятельности людей, если это движение по кру-
гу имеет смысл, когда речь идет об анализе процессов вос-
производства институтов или возникновения одного инсти-
тута из другого.
Принцип единства гласит, что не существует «материи
социальной жизни» с самостоятельно складывающимися в
ней «отношениями», которые можно было бы представить
отдельно от норм права и других институтов. Институты и
регулируемую ими совместную деятельность людей, как
считают экономисты, можно трактовать соответственно как
регулирующую форму и регулируемую материю социаль-
принципы институтоцентризма, несводимости, методологи-     рефлексивно нормируемой совместной деятельности долж-
ческого социализма, единства и историзма [97].             но быть явно и недвусмысленно принято в качестве исход-
      Принцип институтоцентризма является главным, ос-     ной предпосылки любого исследования социальной систе-
тальные, по существу, являются его расшифровками, отра-    мы. Нельзя теоретически реконструировать социальную
жающими тот или иной его аспект. Данный принцип утвер-     систему из взаимодействия индивидов, если в модель пове-
ждает, что ни одна область социальной науки не может ни    дения каждого из них уже не заложены с самого начала
выделить свой предмет как упорядоченное единство, ни       особые основания действия, определяемые рефлексивными
изучать, отвлекаясь от конкретной социальной формы соци-   нормами. Институты не могут быть выведены путем умо-
альной жизни. Исходя из этого необходимо принять во        заключений из свойств поведения взаимодействующих ин-
внимание систему рефлексивных норм. Без участия этих       дивидов в их «естественном», «доинституированном», не
норм не существует какого-то механизма регулирования       нормируемом состоянии. При этом не имеет значения, ка-
совместной деятельности людей, которое можно было бы       кие свойства поведения принимаются в качестве исходных,
изучать отдельно.                                          преобладают ли в нем эгоистические или альтруистические
      Принцип несводимости устанавливает четкую границу    мотивы. Фигура «естественного» индивида логически
между социальным и естественнонаучным знанием. Каждое      предшествует понятию института. Это принцип методоло-
из них имеет свой особый предмет. Мир человека и его       гического индивидуализма. Понятие института логически
опыт двойственен. Это мир природы в естественном или       предшествует фигуре понятия неинституциализированного
«прирученном» посредством целенаправленно применяе-        индивида. Это принцип методологического социализма
мой техники состоянии. И это мир социальной жизни, един-   (уже, очевидно, понятно, что термин «социалистический»
ство которой восходит к особому типу упорядоченности по-   несет здесь смысловую нагрузку, не имеющую отношения к
средством рефлексивных норм. Совместную деятельность       социализму как общественному строю). Иными словами,
людей можно и нужно изучать либо только как природно-      институционализированная совместная деятельность людей
техническую, либо только как социальную систему. Каж-      может быть выведена только из институционализированной
дый из этих аспектов подчиняется своим, непересекающим-    совместной деятельности людей, если это движение по кру-
ся цепочкам причинно-следственных связей. Сводить оба      гу имеет смысл, когда речь идет об анализе процессов вос-
мира к единым основаниям, например, искать законы соци-    производства институтов или возникновения одного инсти-
альной жизни как частные проявления естественнонаучных     тута из другого.
законов, как считают экономисты, методологически некор-          Принцип единства гласит, что не существует «материи
ректно.                                                    социальной жизни» с самостоятельно складывающимися в
      Принцип методологического социализма указывает,      ней «отношениями», которые можно было бы представить
что должно быть отправным пунктом научного анализа со-     отдельно от норм права и других институтов. Институты и
циальной системы и что таким отправным пунктом быть не     регулируемую ими совместную деятельность людей, как
может. Если социальная система есть совместная деятель-    считают экономисты, можно трактовать соответственно как
ность, регулируемая рефлексивными нормами, то наличие      регулирующую форму и регулируемую материю социаль-

                                                     29    30