ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7 8
деляющими цели деятельности, и институтами, опреде-
ляющими средства достижения этих целей. Причем ин-
стинкты представляют собой цели осознанного человече-
ского поведения, формирующиеся в определенном культур-
ном контексте и передающиеся из поколения в поколение.
Институты, по Т.Веблену, это привычные способы «осуще-
ствления процесса общественной жизни в ее связи с мате-
риальным окружением, в котором живет общество» [212, c.
204]. Иными словами, к институтам относятся различные
правила и стереотипы поведения, часть из которых закреп-
лена в виде правовых норм и общественных учреждений.
Институты метастабильны: время от времени они рас-
падаются, на смену им приходят другие и так далее. Источ-
ник дискретности в эволюции институтов заключен, по
мнению Веблена, во внутренне присущем человеку «празд-
ном любопытстве» - природной склонности людей к твор-
ческой деятельности как самоцели [212, p. 389]. Согласно
его теории социальный и научно-технический прогресс об-
щества, в конечном счете, обусловлен именно этим фено-
меном. Веблену также принадлежит приоритет в проведе-
нии аналогии между институтами и биологическими гена-
ми. Институт, подобно генетическому аппарату, есть струк-
тура, хранящая, передающая и самовоспроизводящая ин-
формацию. Передача наследственной информации осуще-
ствляется путем обучения и имитации. Позднее Дж. Ком-
монс (1862-1945) развил представления Веблена об эволю-
ционном отборе институтов, сделав акцент на осознанности
самого процесса селекции [209, p. 921].
При определении сущности института Т.Веблен исхо-
дил из двух видов явлений, оказывающих воздействие на
поведение людей.
С одной стороны, институты – это «привычные спосо-
бы реагирования на стимулы, которые создаются изменяю-
щимися обстоятельствами».
С другой, институты – это «особые способы сущест-
вования общества, которые образуют особую систему об-
щественных отношений» [23, с. 200-204]. Первые проявля-
ются в качестве определенного набора неформальных пра-
вил, включающих обычаи, традиции, навыки; вторые вы-
ступают в виде формальных составляющих, в число кото-
рых входят система учреждений (рынки, фирмы, банки) и
система правовых норм (законы, указы, постановления, ин-
струкции и т.д).
С развитием общества возможно изменение как фор-
мальных, так и неформальных правил, а также способов и
эффективности принуждения к исполнению правил и огра-
ничений. Изменения в формальных правилах (или механиз-
мах, обеспечивающих их соблюдение) обычно требуют
весьма значительных затрат ресурсов.
Экономические субъекты могут направить свои талан-
ты и знания на поиск выгодных возможностей через созда-
ние как конечных, так и промежуточных организаций, ко-
торые могут действовать и в экономической, и в политиче-
ской сферах. Важно, чтобы они обеспечивали требуемые
изменения в формальных правилах. Экономические изме-
нения могут происходить и довольно быстро (как это быва-
ет в периоды революций или завоеваний). Что же касается
изменений в неформальных правилах, то они осуществля-
ются постепенно. Темп изменений здесь совсем иной, в
данной области существенную роль играют культура, слу-
чай и естественный отбор.
Новые Старые
формальные правила неформальные правила
НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
Новые Старые
неформальные правила формальные правила
деляющими цели деятельности, и институтами, опреде- С другой, институты – это «особые способы сущест- ляющими средства достижения этих целей. Причем ин- вования общества, которые образуют особую систему об- стинкты представляют собой цели осознанного человече- щественных отношений» [23, с. 200-204]. Первые проявля- ского поведения, формирующиеся в определенном культур- ются в качестве определенного набора неформальных пра- ном контексте и передающиеся из поколения в поколение. вил, включающих обычаи, традиции, навыки; вторые вы- Институты, по Т.Веблену, это привычные способы «осуще- ступают в виде формальных составляющих, в число кото- ствления процесса общественной жизни в ее связи с мате- рых входят система учреждений (рынки, фирмы, банки) и риальным окружением, в котором живет общество» [212, c. система правовых норм (законы, указы, постановления, ин- 204]. Иными словами, к институтам относятся различные струкции и т.д). правила и стереотипы поведения, часть из которых закреп- С развитием общества возможно изменение как фор- лена в виде правовых норм и общественных учреждений. мальных, так и неформальных правил, а также способов и Институты метастабильны: время от времени они рас- эффективности принуждения к исполнению правил и огра- падаются, на смену им приходят другие и так далее. Источ- ничений. Изменения в формальных правилах (или механиз- ник дискретности в эволюции институтов заключен, по мах, обеспечивающих их соблюдение) обычно требуют мнению Веблена, во внутренне присущем человеку «празд- весьма значительных затрат ресурсов. ном любопытстве» - природной склонности людей к твор- Экономические субъекты могут направить свои талан- ческой деятельности как самоцели [212, p. 389]. Согласно ты и знания на поиск выгодных возможностей через созда- его теории социальный и научно-технический прогресс об- ние как конечных, так и промежуточных организаций, ко- щества, в конечном счете, обусловлен именно этим фено- торые могут действовать и в экономической, и в политиче- меном. Веблену также принадлежит приоритет в проведе- ской сферах. Важно, чтобы они обеспечивали требуемые нии аналогии между институтами и биологическими гена- изменения в формальных правилах. Экономические изме- ми. Институт, подобно генетическому аппарату, есть струк- нения могут происходить и довольно быстро (как это быва- тура, хранящая, передающая и самовоспроизводящая ин- ет в периоды революций или завоеваний). Что же касается формацию. Передача наследственной информации осуще- изменений в неформальных правилах, то они осуществля- ствляется путем обучения и имитации. Позднее Дж. Ком- ются постепенно. Темп изменений здесь совсем иной, в монс (1862-1945) развил представления Веблена об эволю- данной области существенную роль играют культура, слу- ционном отборе институтов, сделав акцент на осознанности чай и естественный отбор. самого процесса селекции [209, p. 921]. Новые Старые При определении сущности института Т.Веблен исхо- формальные правила неформальные правила дил из двух видов явлений, оказывающих воздействие на поведение людей. НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ С одной стороны, институты – это «привычные спосо- бы реагирования на стимулы, которые создаются изменяю- щимися обстоятельствами». Новые Старые неформальные правила формальные правила 7 8
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »