ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
13
бедным
1
. Бедность передается от поколения к поколению. Здесь речь идет
не о переломных моментах в жизни страны – революция, война или
переходные периоды – когда вертикальная социальная мобильность, как
восходящая, так и нисходящая, увеличивается.
На пребывание в бедности влияет плохое здоровье или, тем более
инвалидность, что ограничивает доступ к ряду высокооплачиваемых
профессий. С другой стороны плохое здоровье – нередко результат того,
что человек родился в бедности, получал неполноценное питание,
некачественное медицинское обслуживание. Низкий уровень образования
также ограничивает выбор профессии. Эта же причина может привести к
тому, что в разряд бедных попадают представители ранее благополучных
групп населения, т.к. изменения в экономике, обществе могут потребовать
более высокого уровня образования от работников. Бедность может быть
следствием личных решений, принятых в юности: уход из школы,
пристрастие к алкоголю, наркотикам, ранний брак. Причиной бедности
может быть склад личности, характер – отсутствие силы воли, трусость,
пассивность, лень, склонность к бродяжничеству и т.д.
В нашем исследовании детей из малообеспеченных семей выявлено,
что у большинства детей имеется неуверенность в себе в сочетании с
низкой самооценкой, нерешительность, мотивация избегания неудач (т.е.
постановка «легких» целей, которые заведомо достижимы)
2
. По данным
социологического исследования, проведенного С. Быковой, и В. Любиным
малоимущим свойственны невысокая самооценка, заниженные
потребности. Они в большей степени полагаются на стечение
обстоятельств, удачу, чем на собственные усилия осуществлять контроль
за тем, как складывается их жизнь. Парадокс состоит в том, что число
отмечающих ухудшение жизни растет, а число желающих взять
дополнительную работу уменьшается.
3
Люди ничего не делают для того,
чтобы улучшить свою жизнь, и чем беднее человек, тем он инертнее. Это
явление характерно не только для России, но оно достаточно тревожно,
прежде всего, потому, что деловая активность, предприимчивость вряд ли
станут массовыми.
Систематизируя факторы бедности, связанные с самой личностью,
независимо от социально-экономических условий, можно объединить их в
три основные группы: происхождение, личные достижения, удачливость.
1
Приводится по: Экономика «Дело». М.:1993, С.250.
2
Дагбаева С.Д-Н. Психологические аспекты преодоления проблем бедности //Проблемы
истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. БНЦ СО РАН.2000.-С.73.
3
Быкова С.Н., Любин В.П. Бедность по-русски и по-итальянски //Социологические
исследования 1993, №2-С25-32.
Бедность по своей природе – это сложное социально-экономическое
явление. Проблема бедности в том или ином виде присуща практически всем
странам мира, и в этом смысле она универсальна, но по своим сущностным
проявлениям – качественно разнородна. Однозначного, научно обоснованного
определения бедности, общепринятого для всех стран и народов нет. Отсюда
– широкий спектр предложенных подходов.
Бедность как социологическое понятие выражает не только
недостаточность экономических ресурсов для обеспечения определенного
стандарта жизнедеятельности, но особый образ и стиль жизни, передающиеся
из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия. Понятие
субкультуры (культуры) бедности было сформулировано в 1961 году Оскаром
Левисом.
1
Он пришел к выводу о том, что экономические и культурно-
психологические показатели бедности необязательно связаны друг с другом.
Так, например, изучая положение на Кубе, О. Левис отметил, что
экономически многих кубинцев следует отнести к категории бедных, но у них
не было «комплекса бедности» - пессимизма, отчуждения от власти и т.д.
Наоборот, после революции 1961 года они переживали подъем патриотизма,
социальной активности. В тех случаях, когда совпадают экономические и
культурные показатели формируется особый образ жизни и система
ценностей. Социологи определили перечень черт, характеризующих
субкультуру бедности. Это: экономическая и социальная зависимость;
отчуждение и политическая пассивность; отсутствие уверенности в себе и
каких-либо планов; отсутствие четких моделей ролевого поведения;
повышенная конфликтность в семье; девиантное поведение (алкоголизм,
наркомания и т.д.); доминирующее положение женщины в семье; ранний
секс; преклонение перед физической силой. Социологи пришли также к
заключению, что эти черты могут быть присущи не всему низшему классу, а
лишь тем, кто хронически беден и живет вне рамок общепринятого образа
жизни.
Таким образом, субкультура бедных – специфическое явление с
характерными чертами, присущее только хронической бедности. Видимо, еще
рано делать заключение о субкультуре бедности в России. Очевидно, что
российская бедность претерпевает качественные изменения, часть из которых
можно рассматривать как проявления формирования культуры бедности. Для
нашей страны актуальность постановки вопроса о взаимосвязи бедности и
культуры не вызывает сомнения. Бедность приобретает массовый характер и
существует опасность, что культура бедности, присущая ограниченному
числу людей на Западе, станет у нас общепринятой. «Чтобы избежать
комфортного существования в образе нищего, - считает С. Ярошенко, - нужно
1
Приводится по: Ярошенко С.С. Синдром бедности // Социологический журнал 1994 №2.-С.43.
13 бедным1. Бедность передается от поколения к поколению. Здесь речь идет Бедность по своей природе – это сложное социально-экономическое не о переломных моментах в жизни страны – революция, война или явление. Проблема бедности в том или ином виде присуща практически всем переходные периоды – когда вертикальная социальная мобильность, как странам мира, и в этом смысле она универсальна, но по своим сущностным восходящая, так и нисходящая, увеличивается. проявлениям – качественно разнородна. Однозначного, научно обоснованного На пребывание в бедности влияет плохое здоровье или, тем более определения бедности, общепринятого для всех стран и народов нет. Отсюда инвалидность, что ограничивает доступ к ряду высокооплачиваемых – широкий спектр предложенных подходов. профессий. С другой стороны плохое здоровье – нередко результат того, Бедность как социологическое понятие выражает не только что человек родился в бедности, получал неполноценное питание, недостаточность экономических ресурсов для обеспечения определенного некачественное медицинское обслуживание. Низкий уровень образования стандарта жизнедеятельности, но особый образ и стиль жизни, передающиеся также ограничивает выбор профессии. Эта же причина может привести к из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия. Понятие тому, что в разряд бедных попадают представители ранее благополучных субкультуры (культуры) бедности было сформулировано в 1961 году Оскаром групп населения, т.к. изменения в экономике, обществе могут потребовать Левисом.1 Он пришел к выводу о том, что экономические и культурно- более высокого уровня образования от работников. Бедность может быть психологические показатели бедности необязательно связаны друг с другом. следствием личных решений, принятых в юности: уход из школы, Так, например, изучая положение на Кубе, О. Левис отметил, что пристрастие к алкоголю, наркотикам, ранний брак. Причиной бедности экономически многих кубинцев следует отнести к категории бедных, но у них может быть склад личности, характер – отсутствие силы воли, трусость, не было «комплекса бедности» - пессимизма, отчуждения от власти и т.д. пассивность, лень, склонность к бродяжничеству и т.д. Наоборот, после революции 1961 года они переживали подъем патриотизма, В нашем исследовании детей из малообеспеченных семей выявлено, социальной активности. В тех случаях, когда совпадают экономические и что у большинства детей имеется неуверенность в себе в сочетании с культурные показатели формируется особый образ жизни и система низкой самооценкой, нерешительность, мотивация избегания неудач (т.е. ценностей. Социологи определили перечень черт, характеризующих постановка «легких» целей, которые заведомо достижимы)2. По данным субкультуру бедности. Это: экономическая и социальная зависимость; социологического исследования, проведенного С. Быковой, и В. Любиным отчуждение и политическая пассивность; отсутствие уверенности в себе и малоимущим свойственны невысокая самооценка, заниженные каких-либо планов; отсутствие четких моделей ролевого поведения; потребности. Они в большей степени полагаются на стечение повышенная конфликтность в семье; девиантное поведение (алкоголизм, обстоятельств, удачу, чем на собственные усилия осуществлять контроль наркомания и т.д.); доминирующее положение женщины в семье; ранний за тем, как складывается их жизнь. Парадокс состоит в том, что число секс; преклонение перед физической силой. Социологи пришли также к отмечающих ухудшение жизни растет, а число желающих взять заключению, что эти черты могут быть присущи не всему низшему классу, а дополнительную работу уменьшается.3 Люди ничего не делают для того, лишь тем, кто хронически беден и живет вне рамок общепринятого образа чтобы улучшить свою жизнь, и чем беднее человек, тем он инертнее. Это жизни. явление характерно не только для России, но оно достаточно тревожно, Таким образом, субкультура бедных – специфическое явление с прежде всего, потому, что деловая активность, предприимчивость вряд ли характерными чертами, присущее только хронической бедности. Видимо, еще станут массовыми. рано делать заключение о субкультуре бедности в России. Очевидно, что Систематизируя факторы бедности, связанные с самой личностью, российская бедность претерпевает качественные изменения, часть из которых независимо от социально-экономических условий, можно объединить их в можно рассматривать как проявления формирования культуры бедности. Для три основные группы: происхождение, личные достижения, удачливость. нашей страны актуальность постановки вопроса о взаимосвязи бедности и культуры не вызывает сомнения. Бедность приобретает массовый характер и существует опасность, что культура бедности, присущая ограниченному 1 Приводится по: Экономика «Дело». М.:1993, С.250. числу людей на Западе, станет у нас общепринятой. «Чтобы избежать 2 Дагбаева С.Д-Н. Психологические аспекты преодоления проблем бедности //Проблемы комфортного существования в образе нищего, - считает С. Ярошенко, - нужно истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. БНЦ СО РАН.2000.-С.73. 3 Быкова С.Н., Любин В.П. Бедность по-русски и по-итальянски //Социологические 1 исследования 1993, №2-С25-32. Приводится по: Ярошенко С.С. Синдром бедности // Социологический журнал 1994 №2.-С.43.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »