ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5
явление рефлексии над языком в истории греческой мысли . Современная
этимология (от греческого étymon ''подлинное'', т.е. первоначальное значе-
ние слова) - наука о происхождении и истории слов. Древние же путем
анализа слов стремились перейти к познанию реального мира. В основе та-
кого анализа – представление о внутренней связи между словом и обозна-
чаемым предметом , свойственное архаическому мифологическому пред-
ставлению. Так, у Гомера несколько раз сообщается о двух названиях
предмета, одно из которых принадлежит языку богов, другое – языку
смертных. Вот пример из ''Илиады '' в переводе Гнедича, (стихи 71-73) из
XX песни :
Противу Леты стоял благодетельный Гермес крылатый,
Против Гефеста – поток быстроводный, глубокопучинный,
Ксанфом от вечных богов нареченный, от смертных – Скамандром .
Иногда Гомер сообщает нам название предмета, особо отмечая , что
оно принадлежит языку богов (''Одиссея '' X, 302 и след., пер . В.А. Жуков-
ского ):
С сими словами растенье мне подал божественный Эрмий,
Вырвав его из земли и природу его объяснив мне:
Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною;
Моли его называют бессмертные, людям опасно
С корнем его вырывать, но богам все возможно.
Разграничения между названиями у богов и у смертных встречаются и
у других индоевропейских и неиндоевропейских народов. По-видимому,
под названиями из языка богов понимались особые сакральные слова, буд-
то бы дающие людям магическую власть над вещами. Попытки осмысле-
ния имен, толкования названий с целью выявления природы предмета
продолжались на протяжении всей античности . Уже сами по себе они слу-
жили импульсом для наблюдения над языком .
3. Зачатки науки о языке на рубеже VI-V вв. до н . э . Греческое ра-
бовладельческое общество переживает в V в. до н . э. период своего наи -
высшего расцвета – экономического , политического, художественного.
Расцвет этот неразрывно связан с последовавшим возвышением Афин и
развитием афинской демократии. Афинская демократия – классический
пример общества, основанного на совместной частной собственности ак-
тивных граждан государства. Она отнюдь не являлась строем всеобщего
равенства. Афины были рабовладельческой демократией: равноправие
афинских граждан, возможно , было лишь в силу того , что от пользования
благами демократии были устранены лишенные гражданских прав элемен-
ты: рабы и метэки (т.е. иноземцы, переселившиеся на постоянное житель-
ство ). Все афинские граждане получали в той или иной форме некоторую
долю общинного дохода , добытого эксплуатацией рабов, чужестранцев,
союзных и зависимых общин. Афинский демос (народ) составлял поэтому
своеобразный привилегированный коллектив. В то же время, устанавливая
формальное равенство граждан, привлекая их всех к равноправному и рав-
нообязательному участию в государственной жизни , предоставляя им сво -
боду обсуждения государственных дел и свободу частного хозяйствования,
5 я влени е р ефлекси и над я з ы ко м в и сто ри и греческо й м ы сли . С о врем енная эт и м о ло ги я (о т греческо го étymon ''п о дли нно е'', т .е. п ер во начально е з наче- ни е сло ва) - наука о п ро и схо ж дени и и и сто ри и сло в. Д р евни е ж е п ут ем анали з а сло в ст р ем и ли сь п ерейти к п о з нани ю реально го м и ра. В о сно ве т а- ко го анали з а –п р едст авлени е о внут ренней свя з и м еж ду с ловом и о бо з на- чаем ы м п р едм ет ом , сво йст венно е архаи ческо м у м и фо ло ги ческо м у п р ед- ст авлени ю. Т ак, у Г о м ера неско лько р аз со о бщ ает ся о двух наз вани я х п редм ета, о дно и з ко т о ры х п р и надлеж и т я з ы ку бо го в, др уго е – я з ы ку см ертны х. Во т п ри м ер и з ''Или ады '' в п ерево де Г неди ча, (ст и хи 71-73) и з XX п есни : П р о ти ву Лет ы ст о я л благо дет ельны й Г ер м ес кры лат ы й, П р о ти в Г ефеста –п о т о к бы стро во дны й, глубо ко п учи нны й, Кс а нф ом от вечны х б огов нар еченны й, от с м ер т ных –Ска м а ндр ом . Ино гда Г о м ер со о бщ ает нам наз вани е п р едм ета, о со бо о т м ечая , что о но п ри надлеж и т я з ы ку бо го в (''Оди ссея '' X, 302 и след., п ер. В .А. Ж уко в- ско го ): С си м и сло вам и раст енье м не п о дал бо ж ест венны й Эрм и й, В ы рвав его и з з ем ли и п ри ро ду его о бъя сни в м не: К о р ень бы л черны й, п о до бен бы л ц вет м о ло ку бели з но ю; М олиего наз ы вают б ес с м ер т ные, людя м о п асно С ко р нем его вы ры ват ь, но бо гам все во з м о ж но . Раз грани чени я м еж ду наз вани я м и у бо го в и у см ер т ны х вст р ечают ся и у др уги х и ндо евро п ейски х и неи ндо евр о п ейски х наро до в. П о -ви ди м о м у, п о дназ вани я м и и з я з ы ка бо го в п о ни м али сь о со бы е сакральны е сло ва, буд- т о бы дающ и е людя м м аги ческую власт ь над вещ ам и . П о п ы т ки о см ы сле- ни я и м ен, т о лко вани я наз вани й с ц елью вы я влени я п р и р о ды п редм ет а п ро до лж али сь на п ро т я ж ени и всей ант и чно ст и . У ж е сам и п о себе о ни слу- ж и ли и м п ульсо м для наблюдени я надя з ы ко м . 3. Зачатки науки о язы ке на руб е ж е VI-V вв. до н.э. Г реческо е ра- бо владельческо е о бщ ест во п ереж и вает в V в. до н. э. п ери о д сво его наи - вы сшего р асц вета – эко но м и ческо го , п о ли ти ческо го , худо ж ест венно го . Расц вет эт о т нераз р ы вно свя з ан с п о следо вавши м во з вы шени ем Афи н и раз ви ти ем афи нско й дем о крат и и . Афи нская дем о крат и я – класси чески й п ри м ер о бщ ест ва, о сно ванно го на со вм ест но й част но й со бст венно сти ак- т и вны х граж дан го судар ст ва. Она о тнюдь не я вля лась стро ем всео бщ его равенст ва. Афи ны бы ли р або владельческо й дем о крат и ей: р авно п рави е афи нски х граж дан, во з м о ж но , бы ло ли шь в си лу т о го , что о т п о льз о вани я благам и дем о кр ат и и бы ли уст р анены ли шенны е гр аж дански х п рав элем ен- т ы : рабы и м ет эки (т .е. и но з ем ц ы , п ер есели вши еся на п о сто я нно е ж и т ель- ст во ). В се афи нски е гр аж дане п о лучали в т о й и ли и но й фо рм е неко то р ую до лю о бщ и нно го до хо да, до бы т о го эксп луат ац и ей р або в, чуж ест р анц ев, со юз ны х и з ави си м ы х о бщ и н. Афи нски й дем о с (наро д) со ст авля л п о это м у сво ео бр аз ны й п р и ви леги ро ванны й ко ллект и в. В т о ж е врем я , уст анавли вая фо рм ально е р авенство граж дан, п ри влекая и х всех к равно п равно м у и р ав- но о бя з ат ельно м у участ и ю в го судар ст венно й ж и з ни , п редо ст авля я и м сво - бо ду о бсуж дени я го судар ст венны х дел и сво бо ду част но го хо з я йст во вани я ,