История лингвистических учений. Дашкова М.Ф - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

7
тических размышлений. Этим было положено начало общественным нау-
кам .
В конце V в. до н . э. Афины сделались умственным центром , привле-
кавшим к себе философов со всех концов Греции, но еще до этого они ста-
ли центром греческого искусства. При Перикле шла интенсивная строи-
тельная деятельность, направленная на украшение и укрепление Афин.
Были воздвигнуты Парфенон, Пропилеи , Эрехтейон, составившие ан-
самбль афинского акрополя . Все эти сооружения были украшены скульп -
турами Фидия и его учеников. Сами греки считали это время периодом ве-
личайшего расцвета искусства. Государство финансировало сооружение
общественных зданий, прежде всего храмов. Храмы украшаются скульп -
турами богов и героев, в которых воплощены идеальные человеческие об-
разы. Образы V в. являются обобщенными, но вместе и живыми. Демокра-
тические Афины вырабатывают художественный идеал, основанный на
принципах меры и гармонии. Фидий, его школа виднейшие выразители
этого идеала в сфере изобразительных искусств.
Литература эпохи роста демократии обращена к народу , к коллективу
афинских граждан. Прежде всего драматургия поднимала вопросы нравст -
венного поведения гражданина в различных конфликтах серьезного соци-
ального значения. А театр доносил эти вопросы до тысяч афинских граж -
дан, присутствовавших на спектаклях.
Сведения о воззрениях древнегреческих мыслителей, деятельность
которых относится к V в. до н . э., приходится извлекать из скудных фраг-
ментов их сочинений, дошедших до нас в виде цитат в сочинениях более
поздних авторов, или из пересказов мнений этих мыслителей, принадле-
жащих поздним писателям и далеко не всегда достойных доверия. Вполне
естественно поэтому, что по поводу воззрений мыслителей V в. ведутся
научные споры. Это касается и проблемы языка.
В V в. до н . э. зарождается наука об ораторском искусстве, а это сти -
мулировало изучение языковых явлений. В основе обучения в V в. лежало
чтение поэтических текстов, ставших классическими. Но они уже нужда -
лись в толковании. Началась работа по собиранию и объяснению глосс, т.е.
старинных или инодиалектных слов. В связи с интересом к музыке начи -
нается изучение звуков языка, что связано с пифагорейской школой. Таким
образом , в V в. до н . э. многие явления языка стали предметом изучения,
но все это носило разрозненный характер, не было объединено в пределах
одной дисциплины. К тому же учитывались факты только греческого язы-
ка, так как греческая культура была доминирующей, влияния других наро-
дов и культур она не учитывала.
Что касается проблемы названия вещей, с древних времен волновав-
шей греков, то традиционному представлению о внутренней, естественной
связи между предметом и его наименованием (physei ''по природе '') был
противопоставлен новый взгляд: эта связь стала мыслиться как условная
(thései или nó mo ''по договору, по установлению'').
ПАРМЕНИД. Древнейшие философы Гераклит из Эфеса и
Парменид из Элеи (конец VI первые десятилетия V в. до н . э.) - делали
                                             7

т и чески х раз м ы шлени й. Эт и м бы ло п о ло ж ено начало о бщ ест венны м нау-
кам .
       В ко нц е V в. до н.э. Афи ны сделали сь ум ст венны м ц ентро м , п ри вле-
кавши м к себе фи ло со фо в со всех ко нц о в Г р ец и и , но ещ е до эт о го о ни ста-
ли ц ентро м гр еческо го и скусст ва. П р и П ер и кле шла и нт енси вная стро и -
т ельная дея т ельно ст ь, нап равленная на украшени е и укр еп лени е Афи н.
Бы ли во з дви гнут ы П ар фено н, П ро п и леи , Эрехт ейо н, со ст ави вши е ан-
сам бль афи нско го акро п о ля . В се эти со о р уж ени я бы ли укр ашены скульп -
т ур ам и Ф и ди я и его учени ко в. С ам и гр еки счи тали это врем я п ери о до м ве-
ли чайшего расц вета и скусст ва. Г о судар ст во фи нанси р о вало со о р уж ени е
о бщ ест венны х з дани й, п реж де всего храм о в. Х рам ы укр ашают ся скульп -
т ур ам и бо го в и гер о ев, в ко т о ры х во п ло щ ены и деальны е чело вечески е о б-
раз ы . Образ ы V в. я вля ются о бо бщ енны м и , но вм ест е и ж и вы м и . Д ем о кра-
т и чески е Афи ны вы рабаты вают худо ж ест венны й и деал, о сно ванны й на
п ри нц и п ах м еры и гар м о ни и . Ф и ди й, его шко ла –ви днейши е вы р аз и тели
эт о го и деала в сфере и з о браз и т ельны х и скусст в.
       Ли терат ура эп о хи ро ст а дем о крати и о бращ ена к наро ду, к ко ллект и ву
афи нски х граж дан. П реж де всего др ам ат урги я п о дни м ала во п ро сы нравст -
венно го п о ведени я гр аж дани на в р аз ли чны х ко нфли кт ах серьез но го со ц и -
ально го з начени я . А т еат р до но си л эти во п р о сы до т ы ся ч афи нски х граж -
дан, п ри сут ст во вавши х на сп ект акля х.
       С ведени я о во з з рени я х древнегречески х м ы сли т елей, дея т ельно ст ь
ко т о ры х о тно си т ся к V в. до н. э., п ри хо ди т ся и з влекат ь и з скудны х фраг-
м енто в и х со чи нени й, до шедши х до нас в ви де ц и т ат в со чи нени я х бо лее
п о з дни х авт о ро в, и ли и з п ер есказ о в м нени й эти х м ы сли телей, п р и надле-
ж ащ и х п о з дни м п и сат еля м и далеко не всегда до ст о йны х до вери я . Вп о лне
ест ест венно п о эт о м у, чт о п о п о во ду во з з р ени й м ы сли т елей V в. ведут ся
научны е сп о ры . Это касается и п ро блем ы я з ы ка.
       В V в. до н.э. з аро ж дает ся на ука об ор а т ор с ком ис кус с т ве, а эт о ст и -
м ули р о вало и з учени е я з ы ко вы х я влени й. В о сно ве о бучени я в V в. леж ало
чт ени е п о эти чески х т екст о в, ст авши х класси чески м и . Но о ни уж е нуж да-
ли сь в т о лко вани и . Началась р або т а п о со би рани ю и о бъя снени ю глос с , т.е.
ст ари нны х и ли и но ди алект ны х сло в. В свя з и с и нт ересо м к м уз ы ке начи -
нает ся и з учени е з вуко в я з ы ка, что свя з ано с п и фаго р ейско й шко ло й. Т аки м
о браз о м , в V в. до н. э. м но ги е я влени я я з ы ка ст али п редм ет о м и з учени я ,
но все это но си ло раз р о з ненны й характ ер, не бы ло о бъеди нено в п р еделах
о дно й ди сц и п ли ны . К т о м у ж е учи т ы вали сь факт ы т о лько греческо го я з ы -
ка, т ак как греческая культ ура бы ла до м и ни р ующ ей, вли я ни я др уги х наро -
до в и культ ур о на не учи т ы вала.
       Ч т о касает ся п р о блем ы наз вани я вещ ей, с древни х врем ен во лно вав-
шей гр еко в, т о тради ц и о нно м у п редст авлени ю о внут р енней, ест ест венно й
с вязи м еж ду п р едм ет ом и его на им енова нием (physei ''п о п ри ро де'') бы л
п ро т и во п о ставлен но вы й вз гля д: эт а свя з ь ст ала м ы сли т ься как усло вная
(thései и ли nó mo ''п о до го во р у, п о уст ано влени ю'').
       П А РМ Е Н И Д . Д ревнейши е фи ло со фы – Г еракли т и з Эфеса и
П ар м ени д и з Элеи (ко нец VI –п ервы е деся ти лети я V в. до н. э.) - делали