История лингвистических учений. Дашкова М.Ф - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
первые попытки выяснить связь между предметом и его названием , но за-
нимают как будто бы разные позиции.
Парменид исходит из того, что воспринимаемый нашими чувствами
мир, исполненный противоречий и изменчивости , есть не что иное как
призрак, мираж . Подлинный реальный мир, мир истинно сущего , един, ве-
чен, неизменен и неподвижен. Этот мир недоступен для восприятия, его
можно постичь только разумом . Для Парменида между явлением и сущно-
стью непреодолимая пропасть, никакие пути не ведут от мира явлений к
миру истинно сущего. По мнению многих исследователей, человеческая
речь рассматривается Парменидом как нечто сопоставимое с чувственны-
ми восприятиями, как нечто такое, что относится целиком и полностью к
лживому миру явлений. Для Парменида не только слово , но и сам обозна-
чаемый словом предмет относится к иллюзорному, ложному миру явле-
ний. Для мыслителя , придерживающегося таких взглядов, вопрос о взаи -
моотношении между признаком -предметом и признаком -словом не мог
представлять принципиального философского интереса. Поэтому вряд ли
можно считать, что Парменид придерживался мнения, будто вещи получа-
ли свои наименования согласно договору между людьми, т.е. thései. Так
считал И.М . Тронский.
ГЕРАКЛИТ интересный и глубокий философ. Однако современни -
ки называли его Темным . До сих пор идут споры о сути его учения. Перво -
стихией он считал огонь, в чем увидели начало диалектики . Он учил об от-
носительности всех свойств: что хорошо для одного , плохо для другого ,
поэтому добро и зло едины . Из этого следует , что один и тот же предмет
внешнего мира различно воздействует на различных индивидуумов. Во-
прос об отношении Гераклита к явлениям языка также вызывал споры. Не-
которые ученые считали , что по Гераклиту, между вещью и ее названием
существует внутренняя органическая связь, из-за чего изучение слова при -
водит к познанию сущности предмета, этим словом называемого . При этом
ссылаются или на диалог Платона ''Кратил'' или на фрагменты сочинений
Гераклита. Гераклит утверждает , что он основывается на исследовании
слов (épea) и дел (érga) в соответствии с их природой (katá phýsin). Можно
подумать, что это высказывание свидетельствует о признании Гераклитом
природной связи между вещью и ее наименованием . Но неясно, что такое
épea, отдельные слова или же речи людей. Поэтому многие исследователи
не согласны с тем , что Гераклит пытался рационально обосновать учение о
естественной связи слов и вещей.
ДЕМОКРИТ (460-371 гг. до н . э.). Демокрит известен прежде всего
как философ-материалист , выдвинувший гипотезу о том , что все тела со -
стоят из неделимых частиц, называемых им атомами. Однако по мнению
французского исследователя Гольдшмидта, он был и первым филологом в
истории греческой науки . Его взгляд на явления языка привлекал внима-
ние мыслителей разных эпох. В V в. н. э. Прокл писал следующее:
''Демокрит говорил, что имена существуют по установлению (thései) и до -
казывал это, приводя 4 довода : 1) одноименность гомонимия различ-
ные вещи обозначаются одним и тем же названием ; 2) многозначность -
                                              8

п ервы е п о п ы т ки вы я сни т ь свя з ь м еж ду п р едм ето м и его наз вани ем , но з а-
ни м ают как будт о бы раз ны е п о з и ц и и .
       Па р м енид и схо ди т и з т о го , что во сп ри ни м аем ы й наши м и чувствам и
м и р, и сп о лненны й п ро т и во речи й и и з м енчи во ст и , ест ь не чт о и но е как
п ри з рак, м и раж . П о дли нны й р еальны й м и р, м и р и сти нно сущ его , еди н, ве-
чен, неи з м енен и неп о дви ж ен. Это т м и р недо ст уп ен для во сп ри я т и я , его
м о ж но п о ст и чь то лько раз ум о м . Д ля П арм ени да м еж ду я влени ем и сущ но -
ст ью неп рео до ли м ая п р о п аст ь, ни каки е п ут и не ведут о т м и ра я влени й к
м и р у и сти нно сущ его . П о м нени ю м но ги х и сследо ват елей, чело веческая
речь рассм атри вается П арм ени до м как нечто со п о ст ави м о е с чувст венны -
м и во сп ри я т и я м и , как нечто т ако е, чт о о т но си т ся ц ели ко м и п о лно ст ью к
лж и во м у м и р у я влени й. Д ля П ар м ени да не т о лько сло во , но и сам о бо з на-
чаем ы й сло во м п редм ет о т но си т ся к и ллюз о р но м у, ло ж но м у м и р у я вле-
ни й. Д ля м ы сли теля , п ри держ и вающ его ся т аки х вз гля до в, во п ро с о вз аи -
м о о т но шени и м еж ду п ри з нако м -п р едм ето м и п ри з нако м -сло во м не м о г
п редставля т ь п ри нц и п и ально го фи ло со фско го и нтер еса. П о это м у вр я д ли
м о ж но счи т ат ь, что П арм ени дп ри держ и вался м нени я , будт о вещ и п о луча-
ли сво и наи м ено вани я со гласно до го во р у м еж ду людьм и , т .е. thései. Т ак
счи т ал И.М . Т ро нски й.
       ГЕ РА К Л И Т –и нт ер есны й и глубо ки й фи ло со ф. Однако со врем енни -
ки наз ы вали его Т ем ны м . Д о си х п о р и дут сп о ры о сут и его учени я . П ер во -
ст и хи ей о н счи т ал о го нь, в чем уви дели начало ди алект и ки . Он учи л о бо т -
но си т ельно сти всех сво йст в: чт о хо ро шо для о дно го , п ло хо для др уго го ,
п о это м у до бро и з ло еди ны . Из эт о го следует , чт о о ди н и т о т ж е п р едм ет
внешнего м и ра раз ли чно во з дейст вует на раз ли чны х и нди ви дуум о в. В о -
п ро с о бо тно шени и Г еракли та к я влени я м я з ы ка т акж е вы з ы вал сп о р ы . Не-
ко т о ры е учены е счи т али , что п о Г еракли т у, м еж ду вещ ью и ее наз вани ем
сущ ест вует внут рення я о ргани ческая свя з ь, и з -з а чего и з учени е сло ва п ри -
во ди т к п о з нани ю сущ но ст и п р едм ета, эт и м сло во м наз ы ваем о го . П ри это м
ссы лают ся и ли на ди ало г П лато на ''К рат и л'' и ли на фрагм ент ы со чи нени й
Г еракли та. Г еракли т ут верж дает, чт о о н о сно вы вает ся на и сследо вани и
сло в (épea) и дел (érga) в со о т вет ст ви и с и х п ри ро до й (katá phýsin). М о ж но
п о дум ат ь, чт о эт о вы сказ ы вани е сви детельст вует о п ри з нани и Г еракли то м
п р ир одной с вязи м еж ду вещ ью и ее на им енова нием . Но нея сно , чт о тако е
épea, о тдельны е сло ва и ли ж е р ечи людей. П о это м у м но ги е и сследо ват ели
не со гласны с т ем , чт о Г ер акли т п ы т ался рац и о нально о бо сно ват ь учени е о
ес т ес т венной с вязис лов и вещ ей.
       Д Е М О К РИ Т (460-371 гг. до н.э.). Д ем о кри т и з вест ен п реж де всего
как фи ло со ф-м атери али ст, вы дви нувши й ги п о тез у о т о м , чт о все т ела со -
ст о я т и з недели м ы х част и ц , наз ы ваем ы х и м ат о м ам и . Однако п о м нени ю
франц уз ско го и сследо вателя Г о льдшм и дт а, о н бы л и п ервы м фи ло ло го м в
и ст о ри и греческо й науки . Е го вз гля д на я влени я я з ы ка п ри влекал вни м а-
ни е м ы сли т елей р аз ны х эп о х. В V в. н. э. П ро кл п и сал следующ ее:
''Д ем о кри т го во ри л, чт о и м ена сущ ест вуют п о ус т а новлению (thései) и до -
каз ы вал эт о , п ри во дя 4 до во да: 1) одноим еннос т ь –гом оним ия –р аз ли ч-
ны е вещ и о бо з начают ся о дни м и т ем ж е наз вани ем ; 2) м ногозна чнос т ь -