ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
полионимия – различные названия применяются к одному и тому же пред-
мету, заменяя друг друга, а это невозможно, если названия вещей сущест -
вуют по природе ; 3) переименования вещей: ведь если бы имена были от
природы , то почему Аристокла переименовали бы в Платона; 4) отсутст -
вие соответствия в словообразовании: например , от слова ''мысль'' можно
образовать глагол ''мыслить'', почему же от слова ''справедливость'' нельзя
образовать глагол ''справедливить''? Значит, имена действительно возникли
случайно, а не присущи вещам по природе.
Интерес Демокрита к языку не ограничивался вопросом о характере
связи между словом и предметом . До нас дошли многие названия сочине-
ний Демокрита на языковые темы: ''О ритмах и гармонии'', ''О красоте
слов'', ''О благозвучных и неблагозвучных буквах'', ''О речениях'', ''О на-
именованиях''. Одни эти названия свидетельствуют о том , что Демокрит
был первым мыслителем , который в своих исследованиях уделил внима-
ние как смысловым , так и чисто звуковым аспектам языка.
СОФИСТЫ . Во второй половине V в. до н . э. в Греции приобрел
большое влияние новый тип деятеля в сфере культуры. Появились стран-
ствующие учителя , путешествующие от города к городу ; они собирали во -
круг себя юношей и обучали их. Молодым людям преподавались элементы
позитивных наук, учения натурфилософов, излагались и объяснялись по-
этические творения, правила только что появившейся грамматики , тонко -
сти метафизики . Но центр этого преподавания составляла подготовка к
практической деятельности , центром их интересов была жизнь общества.
Они подчеркивали ограниченные возможности человеческого познания:
истину познать нельзя, да и вряд ли объективная истина существует . Скеп -
тицизм в гносеологической области привел впоследствии к этическому
скептицизму: если нет объективной истины, не может быть и объективной
справедливости . Задача выдающегося человека – добиться влияния и вла-
сти . В условиях афинской демократии способом добиться влияния было
умение красиво и убедительно говорить. Поэтому обучение ораторскому
искусству занимало центральное место в деятельности софистов. Разра-
ботка теории и практики ораторского искусства стимулировало интерес
к языковым явлениям .
ПРОТАГОР из Абдер (480-410 гг. до н . э.). Протагор был старшим
современником и соотечественником Демокрита, дружил с Периклом , Эв-
рипидом и другими выдающимися людьми этого времени . Его самое зна-
менитое высказывание: ''Человек есть мера всех вещей, существующих,
что они существуют, и несуществующих, что они не существуют''. О богах
он говорил следующее: ''О богах я не могу знать ни то, что они есть, ни то,
что их нет , ни то, какие они по виду , ибо многое мешает знать это – неяс-
ность предмета и краткость человеческой жизни ''.
По Протагору, у человека нет средств для постижения объективного
мира: не только чувства, но и разум не дают нам возможности узнать ис-
тину. Реальный мир для нас – это мир, который нам представляется . Для
Протогора вопрос thései или physei просто не существует . Когда он
говорит о правильности слов или о правильности речи , он имеет в виду
9 п олионим ия –раз ли чны е наз вани я п р и м еня ют ся к о дно м у и то м у ж е п р ед- м ет у, з ам еня я др уг др уга, а эт о нево з м о ж но , если наз вани я вещ ей сущ ест - вуют п о п ри ро де; 3) п ер еим енова ния вещ ей: ведь если бы и м ена бы ли о т п ри ро ды , то п о чем у Ар и ст о кла п ер еи м ено вали бы в П лат о на; 4) от с ут с т - вие с оот вет с т вия в с ловооб р а зова нии: нап ри м ер , о т сло ва ''м ы сль'' м о ж но о браз о ват ь глаго л ''м ы сли т ь'', п о чем у ж е о т сло ва ''сп р аведли во ст ь'' нельз я о браз о ват ь глаго л ''сп раведли ви т ь''? Значи т, им ена дейст ви тельно во з ни кли с луча йно, а не п р и сущ и вещ ам п о п р ир оде. Инт ер ес Д ем о кри т а к я з ы ку не о гр ани чи вался во п ро со м о характер е свя з и м еж ду сло во м и п редм ето м . Д о нас до шли м но ги е наз вани я со чи не- ни й Д ем о кри т а на я з ы ко вы е т ем ы : ''О ри тм ах и гарм о ни и '', ''О кр асо те сло в'', ''О благо з вучны х и неблаго з вучны х буквах'', ''О р ечени я х'', ''О на- и м ено вани я х''. Одни эт и наз вани я сви дет ельст вуют о т о м , что Д ем о кр и т бы л п ер вы м м ы сли т елем , ко то ры й в сво и х и сследо вани я х удели л вни м а- ни е как см ы сло вы м , т ак и чи ст о з вуко вы м асп ект ам я з ы ка. С О Ф И С Т Ы . Во вт о ро й п о ло ви не V в. до н. э. в Г рец и и п р и о брел бо льшо е вли я ни е но вы й т и п дея теля в сфер е культ ур ы . П о я ви ли сь ст ран- ст вующ и е учи т еля , п утешест вующ и е о т го р о да к го ро ду; о ни со би рали во - кр уг себя юно шей и о бучали и х. М о ло ды м людя м п реп о давали сь элем енты п о з и т и вны х наук, учени я нат урфи ло со фо в, и з лагали сь и о бъя сня ли сь п о - эт и чески е т во рени я , п рави ла т о лько что п о я ви вшейся гр ам м ат и ки , т о нко - ст и м ет афи з и ки . Но ц ентр эт о го п реп о давани я со ст авля ла п о дго т о вка к п ракт и ческо й дея тельно сти , ц ентро м и х и нтересо в бы ла ж и з нь о бщ ест ва. Они п о дчерки вали о грани ченны е во з м о ж но ст и чело веческо го п о з нани я : и ст и ну п о з нат ь нельз я , да и вря дли о бъекти вная и сти на сущ ест вует . С кеп - т и ц и з м в гно сео ло ги ческо й о бласт и п ри вел вп о следст ви и к эт и ческо м у скеп т и ц и з м у: если нет о бъекти вно й и ст и ны , не м о ж ет бы ть и о бъект и вно й сп раведли во ст и . Задача вы дающ его ся чело века –до би т ься вли я ни я и вла- ст и . В усло ви я х афи нско й дем о кр ати и сп о со бо м до би т ься вли я ни я бы ло ум ени е краси во и убеди т ельно го во ри ть. П о эт о м у об учение ор а т ор с ком у ис кус с т ву з ани м ало ц ент р ально е м есто в дея т ельно сти со фи сто в. Раз ра- бо т ка т еор иии п р а кт икиор а т ор с кого ис кус с т ва сти м ули ро вало и нт ерес к языковым явлениям . П РО Т А ГО Р и з Абдер (480-410 гг. до н. э.). П ро т аго р бы л ст арши м со врем енни ко м и со о течест венни ко м Д ем о кри т а, др уж и л с П ер и кло м , Эв- ри п и до м и др уги м и вы дающ и м и ся людьм и эт о го вр ем ени . Е го сам о е з на- м ени то е вы сказ ы вани е: ''Ч ело век ест ь м ера всех вещ ей, сущ ест вующ и х, чт о о ни сущ ествуют , и несущ ест вующ и х, что о ни не сущ ест вуют ''. О бо гах о н го во ри л следующ ее: ''О бо гах я не м о гу з нат ь ни т о , что о ни ест ь, ни т о , чт о и х нет, ни т о , каки е о ни п о ви ду, и бо м но го е м ешает з нат ь эт о –нея с- но ст ь п редм ет а и крат ко ст ь чело веческо й ж и з ни ''. П о П ро т аго р у, у чело века нет средст в для п о сти ж ени я о бъект и вно го м и ра: не т о лько чувст ва, но и раз ум не дают нам во з м о ж но ст и уз нат ь и с- т и ну. Реальны й м и р для нас –эт о м и р, ко т о ры й нам п редст авля ет ся . Д ля П ро то го ра во п ро с thései и ли physei п ро сто не сущ ест вует . К о гда о н го во ри т о п р ави льно ст и сло в и ли о п рави льно ст и речи , о н и м еет в ви ду
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »