История лингвистических учений. Дашкова М.Ф - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

10
задачи ораторского искусства. У него, по-видимому, впервые в истории
греческой культуры возникает проблема языковой нормы, проблема
выработки правил речи , достойной образованного человека. Сделать
человека искусным в употреблении слов главная задача воспитания .
Наш язык должен находитья в соответствии с требованиями разума. Сам
Протагор такого соответствия не обнаруживал, он считал необходимым
изменить языковой узус. Язык подлежит усовершенствованию , как и
другие человеческие установления. ''Человек есть мера всех вещей'' этот
тезис Протагора не только обозначал условность существующих норм , но
и признавал за человеком право на пересмотр этих норм по собственному
желанию или разумению.
Протагор даже осмеливался критиковать язык Гомера. Аристотель
утверждает , что Протагора возмущало , что слова, обозначающие гнев и
шлем женского рода , а не мужского , что обращаясь с молитвой к Афине,
Гомер употребляет императив ''воспой'', словно отдавая ей приказание.
Протагора высмеивали в комедиях: приписывая Сократу изобретение
особого слова для наименования курицы, Аристофан на самом деле
смеется над Протагором . Но именно Протагор впервые стал различать три
грамматических рода и четыре типа высказывания: вопрос, ответ ,
поручение, просьбу , а на этом основано различие наклонений греческого
глагола. Таким образом , Протагор оказался первым греческим
мыслителем , высказавшим некоторые суждения о грамматическом строе
языка .
ПРОДИК, младший современник Протагора, пользовался почетной
известностью в Афинах конца V в. до н . э. Его считали учеником Протаго-
ра. Из его трудов остался только отрывок в передаче Ксенофонта ''Геракл
на распутье''. Продик почитал Геракла потому, что ставил труд выше на-
слаждений, поднимал проблемы нравственности . Его интересовали смы-
словые различия между словами, т.е. то, что уже Платон называл синони-
микой. Продик устанавливает различия между словами, обозначающими
''равный'' и ''общий'', между глаголами со значением ''спорить'' и ''ссори -
ться ''. Возможно, он занимался этим лишь в стилистических целях, стре-
мясь к выработке норм словоупотребления. Многие исследователи пола-
гают, что различение синонимов у Продика было направлено против уче-
ния Демокрита об условной связи между предметом и его наименованием
(thései). Если полных синонимов не существует , то первый аргумент Де-
мокрита об условной связи слова и предмета (thései) лишен смысла. Созда -
ется впечатление, что Продик был сторонником теории phýsei, трактую-
щей связь между предметом и названием как природную.
Возможно, что синонимия интересовала Продика из-за его этических
взглядов, как реакция на высказывания тех, кто настаивал на ненужности
обязательных норм морали . Искусство различать ''хорошее'' и ''лучшее'',
''справедливое'' и ''полезное'' помогало разграничить пути добродетели и
порока, о чем он рассказывал в притче о Геракле, который, находясь на
распутье, предпочел Порочности Добродетель.
                                               10

з адачи о р ат о рско го и скусст ва. У него , п о -ви ди м о м у, вп ер вы е в и сто ри и
греческо й культ ур ы во з ни кает п р об лем а языковой нор м ы, п ро блем а
вы рабо т ки п рави л речи , до ст о йно й о бр аз о ванно го чело века. С делат ь
чело века ис кус ным в уп о т реблени и с лов – гла вна я за да ча вос п ит а ния.
Наш язык до лж ен нахо ди т ья в со о т вет ст ви и с т р еб ова ниям и р а зум а . С ам
П ро т аго р т ако го со о т вет ст ви я не о бнар уж и вал, о н счи тал нео бхо ди м ы м
и з м ени т ь я з ы ко во й уз ус. Я зык п о длеж и т ус овер шенс т вова нию, как и
др уги е чело вечески е уст ано влени я . ''Ч ело век ест ь м ера всех вещ ей'' –эт о т
т ез и с П ро т аго ра не т о лько о бо з начал усло вно ст ь сущ ест вующ и х но р м , но
и п ри з навал з а чело веко м п р аво на п ересм о тр эт и х но р м п о со бст венно м у
ж елани ю и ли раз ум ени ю.
       П р о т аго р даж е о см ели вался кри ти ко ват ь я з ы к Г о м ера. Ари сто т ель
ут верж дает, что П ро т аго ра во з м ущ ало , чт о сло ва, о бо з начающ и е гнев и
шлем ж енско го ро да, а не м уж ско го , чт о о бращ ая сь с м о ли т во й к Афи не,
Г о м ер уп о т ребля ет и м п ерати в ''во сп о й'', сло вно о тдавая ей п ри каз ани е.
П ро т аго ра вы см еи вали в ко м еди я х: п р и п и сы вая С о крат у и з о бр ет ени е
о со бо го сло ва для наи м ено вани я кур и ц ы , Ар и ст о фан на сам о м деле
см еет ся над П ро т аго ро м . Но и м енно П ро таго р вп ер вы е стал раз ли чат ь три
грам м ат и чески х ро да и четы ре т и п а вы сказ ы вани я : во п ро с, о т вет,
п о р учени е, п ро сьбу, а на это м о сно вано раз ли чи е накло нени й гр еческо го
глаго ла. Т аки м           о бр аз о м , Пр от а гор о каз ался п ер вым гр ечес ким
м ыс лит елем , вы сказ авши м неко то ры е с уж дения о гр а м м а т ичес ком с т р ое
языка .
       П РО Д И К , м ладши й со вр ем енни к П ро т аго р а, п о льз о вался п о чет но й
и з вестно ст ью в Афи нах ко нц а V в. до н. э. Е го счи тали учени ко м П ро т аго -
ра. Из его т р удо в о ст ался т о лько о т ры во к в п ередаче К сено фо нт а ''Г ер акл
на р асп ут ье''. П ро ди к п о чи т ал Г еракла п о то м у, чт о ст ави л т р уд вы ше на-
слаж дени й, п о дни м ал п ро блем ы нравст венно сти . Его и нтер есо вали с м ы-
с ловые р а зличия м еж ду с лова м и, т.е. то , чт о уж е П лат о н наз ы вал с инони-
м икой. П р о ди к уст анавли вает раз ли чи я м еж ду сло вам и , о бо з начающ и м и
''р авны й'' и ''о бщ и й'', м еж ду глаго лам и со з начени ем ''сп о р и т ь'' и ''ссо ри -
т ься ''. Во з м о ж но , о н з ани м ался эт и м ли шь в сти ли сти чески х ц еля х, стре-
м я сь к вы р або т ке но рм сло во уп о т реблени я . М но ги е и сследо ватели п о ла-
гают , что раз ли чени е си но ни м о в у П р о ди ка бы ло нап равлено п ро ти в уче-
ни я Д ем о кри т а о бусло вно й свя з и м еж ду п р едм ето м и его наи м ено вани ем
(thései). Е сли п о лны х си но ни м о в не сущ ест вует , т о п ервы й аргум ент Д е-
м о кр и та о бусло вно й свя з и сло ва и п р едм ет а (thései) ли шен см ы сла. С о з да-
ет ся вп ечатлени е, чт о Пр одик бы л сто ро нни ко м т еор ии phýsei, тракт ую-
щ ей свя з ь м еж ду п р едм ето м и наз вани ем как п р и ро дную.
       В о з м о ж но , чт о си но ни м и я и нт ересо вала П ро ди ка и з -з а его эт и чески х
вз гля до в, как реакц и я на вы сказ ы вани я т ех, кт о наст аи вал на ненуж но ст и
о бя з ат ельны х но р м м о рали . Искусст во раз ли чат ь ''хо ро шее'' и ''лучшее'',
''сп раведли во е'' и ''п о лез но е'' п о м о гало раз гр ани чи т ь п ут и до бро дет ели и
п о ро ка, о чем о н рассказ ы вал в п ри т че о Г еракле, ко то ры й, нахо дя сь на
расп ут ье, п редп о чел П о ро чно сти Д о бро дет ель.