История лингвистических учений. Дашкова М.Ф - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
Платона всегда интересовала философия. Он знал учение Гераклита,
Парменида , Зенона, был близок к пифагорейцам , многое воспринял от
Демокрита. ''Линии'' Демокрита и Платона, т.е. их философские тенденции,
были противоположны. В то же время оба были очень сложными
фигурами. Платон мог заимствовать у Демокрита учение об атомах, хотя и
не употреблял этого термина, у Гераклита - тенденцию всеобщего
развития, у пифагорейцев - теорию чисел. Но он не эклектик. Почти все
основные категории он позаимствовал из прежней натурфилософии,
приступив к разработке их на другой, более высокой ступени .
Таким образом , к моменту встречи с Сократом в 407 г. до н . э. Платон
впитал в себя все достижения тогдашней цивилизации: гимнаст , борец ,
наездник, поэт - лирик, эпик и драматург - он общается с философами-
софистами, изучает Гераклита, Парменида , Демокрита, Пифагора. О его
участии в общественно -политических событиях сведений нет .
Встреча с Сократом оказалась глубочайшей духовной революцией для
Платона. Сократ перевернул его юную душу. Впоследствии даже возникла
легенда , будто накануне встречи с Платоном Сократ увидел во сне на
груди у себя лебедя , который потом высоко взлетел с громким пением . И
после встречи с Платоном Сократ будто бы воскликнул: ''Вот мой лебедь !''
Когда Платон познакомился с Сократом , тому было уже за 60. Он
давно гремел по всей Греции - не столько своей философией и
учительством , сколько своей бытовой оригинальностью, философским
чудачеством и необычным поведением . Род свой он вел от каменотеса-
ваятеля , не позаботившегося об образовании сына. Он был лыс, приземист ,
с шишкой на лбу , с приплюснутым носом и толстыми губами, с глазами
навыкате. Его часто видели босиком на рынках и площадях. Одевался хуже
раба . Трижды бывал в военных походах, но никаких регулярных
общественных или государственных обязанностей не имел. Своего рода
профессией было для него - задавать вопросы , - добродушные, но
одновременно и каверзные. И почему-то всегда получалось так, что его
собеседник, иной раз самодовольный нахал, запутывался и в конце концов
ничего не мог ответить. Но Сократ , изображая себя простаком , всегда
делал вид, что все неудачи своего собеседника приписывает только себе .
Многие принимали добродушие Сократа за чистую монету.
Другие, наоборот, очень рано начинали чувствовать в его вопросах
скрытое издевательство и иронию. Знаменитая ирония Сократа признана
всеми и осталась в памяти человечества. (Eironeia - притворное незнание,
притворное самоуничижение, ирония Сократа). Мало кому по душе была
эта ирония: аристократы считали Сократа простолюдином , а демократы
видели в нем своего разоблачителя .
Идеалы первой половины V в. до н . э. были забыты при Сократе и
Платоне. Афины жили грабительскими войнами, погоней за барышами,
новыми территориями, рабами. На гнилой почве вырождавшейся
демократии зародился крайний индивидуализм , всегдашняя уверенность в
себе , эгоизм и жажда власти . Сократ своими с виду простыми и наивными
вопросами разоблачал не только пошлость обывательских представителей,
                                               12

       П лат о на всегда и нтер есо вала фи ло со фи я . Он з нал учени е Г еракли та,
П ар м ени да, Зено на, бы л бли з о к к п и фаго р ейц ам , м но го е во сп ри ня л о т
Д ем о кри т а. ''Ли ни и '' Д ем о кри т а и П лато на, т .е. и х фи ло со фски е т енденц и и ,
бы ли п р о ти во п о ло ж ны . В то ж е вр ем я о ба бы ли о чень сло ж ны м и
фи гурам и . П лато н м о г з аи м ст во ват ь у Д ем о кри т а учени е о бато м ах, хо т я и
не уп о т ребля л эт о го т ерм и на, у Г еракли т а - т енденц и ю всео бщ его
раз ви ти я , у п и фаго рейц ев - т ео ри ю чи сел. Но о н не эклект и к. П о чт и все
о сно вны е кат его ри и о н п о з аи м ст во вал и з п реж ней нат ур фи ло со фи и ,
п ри ст уп и в к раз рабо т ке и х на др уго й, бо лее вы со ко й ст уп ени .
       Т аки м о бр аз о м , к м о м ент у вст речи с С о крато м в 407 г. до н. э. П лат о н
вп и т ал в себя все до ст и ж ени я то гдашней ц и ви ли з ац и и : ги м наст, бо рец ,
наез дни к, п о эт -ли ри к, эп и к и др ам атур г - о н о бщ ает ся с фи ло со фам и -
со фи стам и , и з учает Г ер акли т а, П арм ени да, Д ем о кри т а, П и фаго ра. О его
участ и и в о бщ ест венно -п о ли ти чески х со бы т и я х сведени й нет .
       В ст реча с С о крато м о каз алась глубо чайшей духо вно й р ево люц и ей для
П лат о на. С о кр ат п еревернул его юную душу. В п о следст ви и даж е во з ни кла
легенда, будт о накануне вст р ечи с П лато но м С о крат уви дел во сне на
гр уди у себя лебедя , ко то р ы й п о то м вы со ко вз лет ел с гро м ки м п ени ем . И
п о сле встречи с П лат о но м С о крат будт о бы во скли кнул: ''В о т м о й лебедь!''
       К о гда П лато н п о з нако м и лся с С о кр ато м , т о м у бы ло уж е з а 60. Он
давно грем ел п о всей Г рец и и - не ст о лько сво ей фи ло со фи ей и
учи т ельст во м , ско лько сво ей бы т о во й о р и ги нально ст ью, фи ло со фски м
чудачест во м и нео бы чны м п о ведени ем . Ро д сво й о н вел о т кам ено т еса-
вая т еля , не п о з або ти вшего ся о бо бр аз о вани и сы на. Он бы л лы с, п ри з ем и ст,
с ши шко й на лбу, с п ри п люснут ы м но со м и то лсты м и губам и , с глаз ам и
навы кат е. Его част о ви дели бо си ко м на ры нках и п ло щ адя х. Одевался хуж е
раба. Т ри ж ды бы вал в во енны х п о хо дах, но ни каки х регуля р ны х
о бщ ест венны х и ли го сударст венны х о бя з анно ст ей не и м ел. С во его р о да
п ро фесси ей бы ло для него - з адават ь во п ро сы , - до бро душны е, но
о дно врем енно и каверз ны е. И п о чем у-т о всегда п о лучало сь т ак, что его
со беседни к, и но й раз сам о до во льны й нахал, з ап ут ы вался и в ко нц е ко нц о в
ни чего не м о г о т вети т ь. Но С о кр ат, и з о браж ая себя п ро ст ако м , всегда
делал ви д, что все неудачи сво его со беседни ка п ри п и сы вает т о лько себе.
М но ги е п ри ни м али до бро души е С о кр ата з а чи ст ую м о нет у.
       Д р уги е, нао бо ро т , о чень р ано начи нали чувст во ват ь в его во п ро сах
скр ы т о е и з деват ельст во и и ро ни ю. Знам ени т ая и ро ни я С о крат а п ри з нана
всем и и о ст алась в п ам я ти чело вечест ва. (Eironeia - п ри т во рно е нез нани е,
п ри тво рно е сам о уни чи ж ени е, и ро ни я С о кр ат а). М ало ко м у п о душе бы ла
эт а и р о ни я : ар и ст о кр ат ы счи тали С о крат а п ро ст о люди но м , а дем о кр аты
ви дели в нем сво его раз о блачи т еля .
       Идеалы п ерво й п о ло ви ны V в. до н. э. бы ли з абы т ы п ри С о кр ат е и
П лат о не. Афи ны ж и ли гр аби т ельски м и во йнам и , п о го ней з а бары шам и ,
но вы м и терри т о ри я м и , рабам и . На гни ло й п о чве вы ро ж давшейся
дем о крат и и з аро ди лся крайни й и нди ви дуали з м , всегдашня я увер енно ст ь в
себе, эго и з м и ж аж да власти . С о крат сво и м и с ви ду п р о сты м и и наи вны м и
во п ро сам и раз о блачал не то лько п о шло сть о бы ват ельски х п редстави т елей,