История лингвистических учений. Дашкова М.Ф - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

13
но и ни на чем не основанную самоуверенность демагогического режима.
В конце концов оказалось, что он решительно всем стоял поперек дороги .
Что было с ним делать? Противостоять его общегреческой популярности
было совершенно невозможно . Еще менее возможно было побеждать его в
бесконечных спорах. Его долго терпели и долго смотрели сквозь пальцы
на его с виду добродушную, но по существу разрушительную
деятельность. И вот случилось то странное и непонятное, что по сей день
удивляет всех: власти , считавшие себя демократическими, не выдержали
этой добродушной иронии Сократа, и ему был вынесен судебный приговор
- такой, какого до тех пор еще никому не выносили в Афинах в случаях
отвлеченных идейных разногласий. Было решено его казнить. Но Сократ
остался верным своему мировоззрению даже здесь. Хотя негласно ему
была предоставлена полная возможность бежать из тюрьмы, он предпочел
претерпеть казнь и выпить чашу с цикутой.
С таким человеком встретился Платон в 407 г. до н . э. за 8 лет до
казни Сократа. К Сократу приходили с вопросами о добре и зле, о
справедливом и законном , о прекрасном и безобразном . И после его
разъяснений обычно выходило так, что у собеседников оставалось только
недоумение, и то, что раньше казалось ясным и понятным , становилось
смутным и неопределенным , обязательно требующим дальнейшего
исследования.
Аристотель находил в философии Сократа поиски формулировки
общих понятий на основе изучения отдельных вещей, под которые можно
подвести эти понятия.
Знаменитый сократовский вопросно-ответный характер искания
истины тоже, вероятно , был одним из специфичных моментов его
философии. Вопросно -ответный способ поиска истины Платон отразил в
особом жанре литературы - диалоге. Его диалоги обычно называются
именем одного из действующих лиц, а одним из собеседников всегда
является Сократ, в уста которого вложены мысли самого Платона.
Несомненно, что Платона объединяло с Сократом очень многое:
интерес к человеку с его мышлением и разумом , сознанием и моралью,
общественным и личным поведением , диалектика в постоянном искании
истины , его рационализм , постоянное диалектическое рассуждение, может
быть, и не прямо о богах, но во всяком случае о тех высших силах,
которые целесообразно управляют человеком . Сократ действительно
распространялся о каком -то боге как о причине высшей справедливости ,
человеческой и общемировой, не называя этого бога никаким именем . Вот
это-то и было у Сократа ''введением новых божеств'', потому что речь о
таком боге, неантропоморфном и даже безымянном , полученном в
результате логического рассуждения в качестве некоего понятия о
всеобщей целесообразности , не-мифического и не-культового , - такая речь
звучала для афинского обывателя того времени достаточно дико и
атеистично.
Сократ много говорил о государстве и обществе, но афинская
демократия шла к разложению и гибели , наступал переходный период.
                                             13

но и ни на чем не о сно ванную сам о увер енно ст ь дем аго ги ческо го реж и м а.
В ко нц е ко нц о в о каз ало сь, что о н р еши т ельно всем сто я л п о п ер ек до ро ги .
Ч т о бы ло с ни м делат ь? П ро ти во сто я ть его о бщ егр еческо й п о п уля р но сти
бы ло со вершенно нево з м о ж но . Е щ е м енее во з м о ж но бы ло п о беж дат ь его в
беско нечны х сп о рах. Е го до лго т ерп ели и до лго см о т рели скво з ь п альц ы
на его         с ви ду до бро душную, но п о сущ ест ву р аз р уши т ельную
дея т ельно ст ь. И во т случи ло сь то ст ранно е и неп о ня т но е, чт о п о сей день
уди вля ет всех: власт и , счи т авши е себя дем о крати чески м и , не вы держ али
эт о й до бро душно й и ро ни и С о крат а, и ем у бы л вы несен судебны й п ри го во р
- тако й, како го до т ех п о р ещ е ни ко м у не вы но си ли в Афи нах в случая х
о т влеченны х и дейны х р аз но гласи й. Бы ло решено его каз ни т ь. Но С о крат
о ст ался верны м сво ем у м и р о во з з рени ю даж е з десь. Х о тя негласно ем у
бы ла п редо ст авлена п о лная во з м о ж но сть беж ат ь и з т юр ьм ы , о н п р едп о чел
п ретерп ет ь каз нь и вы п и т ь чашу с ц и кут о й.
       С т аки м чело веко м вст р ет и лся П лато н в 407 г. до н. э. з а 8 лет до
каз ни С о кр ат а. К С о крат у п ри хо ди ли с во п р о сам и о до бре и з ле, о
сп раведли во м и з ако нно м , о п рекрасно м и без о браз но м . И п о сле его
раз ъя снени й о бы чно вы хо ди ло т ак, что у со беседни ко в о ст авало сь то лько
недо ум ени е, и т о , чт о раньше каз ало сь я сны м и п о ня тны м , ст ано ви ло сь
см ут ны м и нео п ределенны м , о бя з ат ельно т ребующ и м дальнейшего
и сследо вани я .
       Ар и сто т ель нахо ди л в фи ло со фи и С о крат а п о и ски фо рм ули р о вки
о бщ и х п о ня т и й на о сно ве и з учени я о тдельны х вещ ей, п о д ко т о ры е м о ж но
п о двести эт и п о ня ти я .
       Знам ени т ы й со крат о вски й во п ро сно -о т вет ны й хар акт ер и скани я
и ст и ны т о ж е, веро я тно , бы л о дни м и з сп ец и фи чны х м о м енто в его
фи ло со фи и . Во п ро сно -о т ветны й сп о со бп о и ска и сти ны П лат о н о траз и л в
о со бо м ж анр е ли т ер ат ур ы - ди ало ге. Е го ди ало ги о бы чно наз ы вают ся
и м енем о дно го и з дейст вующ и х ли ц , а о дни м и з со беседни ко в всегда
я вля ет ся С о крат, в уст а ко то р о го вло ж ены м ы сли сам о го П лато на.
       Несо м ненно , чт о П лат о на о бъеди ня ло с С о крат о м о чень м но го е:
и нт ерес к человеку с его м ы шлени ем и р аз ум о м , со з нани ем и м о р алью,
о бщ ест венны м и ли чны м п о ведени ем , диа лект ика в п о ст о я нно м и скани и
и ст и ны , его р а циона лизм , п о сто я нно е ди алект и ческо е р ассуж дени е, м о ж ет
бы т ь, и не п ря м о о бо гах, но во вся ко м случае о тех вы сши х си лах,
ко т о ры е ц елесо о браз но уп равля ют чело веко м . С о крат дейст ви т ельно
расп ро страня лся о како м -т о бо ге как о п ри чи не вы сшей сп раведли во ст и ,
чело веческо й и о бщ ем и ро во й, не наз ы вая это го бо га ни каки м и м енем . В о т
эт о -т о и бы ло у С о крат а ''введени ем но вы х бо ж ест в'', п о то м у чт о р ечь о
т ако м бо ге, неантро п о м о р фно м и даж е без ы м я нно м , п о лученно м в
рез ульт ат е ло ги ческо го рассуж дени я в качест ве неко его п о ня т и я о
всео бщ ей ц елесо о браз но сти , не-м и фи ческо го и не-культ о во го , - т акая р ечь
з вучала для афи нско го о бы вателя то го врем ени до стато чно ди ко и
ат еи сти чно .
       С о крат м но го го во ри л о го судар ст ве и о бщ ест ве, но афи нская
дем о крат и я шла к р аз ло ж ени ю и ги бели , наст уп ал п ерехо дны й п ери о д.