ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
14
Переходные периоды часто создают гениев. Для конца V в. до н . э. это
были и Сократ и его ученик Платон. Встреча с Сократом произвела
переворот во внутреннем мире Платона: он понял, что современное ему
общество идет к гибели , что нужно избрать свой путь. Он стал
использовать ту область человеческого сознания, которая всегда приходит
на выручку в момент великих социальных катастроф. Эта область - мечта,
фантазия, новый - и уже рационализированный - миф, утопия. В самом
деле, куда бы деваться такому человеку, как Платон, с его социально-
политическим критицизмом , с обостренным чувством негодности
современных порядков при полном неведении будущих судеб своего
народа и одновременно жажде немедленного переустройства всей жизни ?
Оставались только мечта и утопия. Оставался идеализм . Таким образом ,
идеализм Платона был социально обусловлен. Платон оказался идеологом
реставрации изживших себя государственных форм на базе
рабовладельческих отношений. Его реставраторские планы были во
многом неопределенны. Важно для него было одно : не идти в ногу с
разложившимся греческим обществом .
После смерти Сократа Платон покидает Афины. Сначала он
отправляется в Мегары в Эвклиду . В 389-87 гг. до н . э. он посещает
Италию и Сицилию. Благодаря дружбе с Дионом , родственником
сиракузского тирана Дионисия Старшего , сближается и с самим тираном ,
что чуть не стоило ему жизни . После этого он вернулся в Афины, где
основал Академию, знаменитую философскую школу,
просуществовавшую почти 1000 лет (была закрыта Юстинианом в 529 г. н.
э. ). Во время первого путешествия в Сицилию делается попытка повлиять
на Дионисия в сторону улучшения характера его правления. Она
окончилась неудачей.
В 367 г. до н . э. умирает Дионисий Старший. Его преемник Дионисий
Младший мало чем от него отличается . И Дион снова приглашает Платона.
Снова Платон терпит фиаско и бесславно возвращается к себе в Академию.
В это время ему было под 60. Однако через 10 лет он снова отправляется к
Дионисию в Сиракузы. И снова неудача и уединение в Академии.
Приближалась эпоха эллинизма. Но Платон этого не знал. Он искал
выхода в утопии. Ему рисовалось идеальное государство во главе с
философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают
воины и которым все жизненные ресурсы доставляют земледельцы и
ремесленники . На примере сицилийских поездок Платона видно, что такая
утопия не могла осуществиться . Так обосновывает творческий путь и
философские взгляды Платона крупнейший исследователь античности
Алексей Федорович Лосев.
2. Поиски происхождения названий вещей в свете
идеалистической концепции Платона. От Платона сохранилось большое
количество сочинений. Излюбленный его жанр - диалог. Основной
источник сведений о взглядах Платона на язык - диалог ''Кратил'',
принадлежащий к числу довольно трудных и замысловатых сочинений
14 П ер ехо дны е п ери о ды част о со з дают гени ев. Д ля ко нц а V в. до н. э. эт о бы ли и С о кр ат и его учени к П лат о н. В ст реча с С о крат о м п р о и з вела п ерево ро т во внут р еннем м и р е П лат о на: о н п о ня л, что со вр ем енно е ем у о бщ ест во и дет к ги бели , чт о нуж но и з брат ь сво й п ут ь. Он ст ал и сп о льз о ват ь т у о бласт ь чело веческо го со з нани я , ко то рая всегда п р и хо ди т на вы р учку в м о м ент вели ки х со ц и альны х кат астро ф. Эт а о бласт ь - м ечт а, фант аз и я , но вы й - и уж е р ац и о нали з и р о ванны й - м и ф, ут о п и я . В сам о м деле, куда бы деват ься т ако м у чело веку, как П лат о н, с его со ц и ально - п о ли т и чески м кр и т и ц и з м о м , с о бо ст ренны м чувст во м него дно ст и со врем енны х п о р я дко в п ри п о лно м неведени и будущ и х судеб сво его наро да и о дно врем енно ж аж де нем едленно го п ер еуст р о йства всей ж и з ни ? Ост авали сь т о лько м ечт а и ут о п и я . Оставался идеа лизм . Т аки м о браз о м , и деали з м П лато на бы л со ц и ально о бусло влен. П лато н о каз ался и део ло го м рест авр ац и и и з ж и вши х себя го сударст венны х фо рм на баз е рабо владельчески х о т но шени й. Е го рест аврато р ски е п ланы бы ли во м но го м нео п р еделенны . В аж но для него бы ло о дно : не и дт и в но гу с раз ло ж и вши м ся гречески м о бщ ест во м . П о сле см ер т и С о крат а П лат о н п о ки дает Афи ны . С начала о н о т п р авля ется в М егары в Эвкли ду. В 389-87 гг. до н. э. о н п о сещ ает Итали ю и С и ц и ли ю. Благо даря друж бе с Д и о но м , ро дст венни ко м си ракуз ско го т и рана Д и о ни си я С т ар шего , сбли ж ает ся и с сам и м т и рано м , чт о чут ь не ст о и ло ем у ж и з ни . П о сле эт о го о н вернулся в Афи ны , где о сно вал Академ и ю, з нам ени тую фи ло со фскую шко лу, п ро сущ ест во вавшую п о чти 1000 лет (бы ла з акры т а Ю сти ни ано м в 529 г. н. э. ). Во врем я п ерво го п ут ешест ви я в С и ц и ли ю делает ся п о п ы т ка п о вли я т ь на Д и о ни си я в ст о ро ну улучшени я хар акт ера его п равлени я . Она о ко нчи лась неудачей. В 367 г. до н. э. ум и р ает Д и о ни си й С тарши й. Е го п реем ни к Д и о ни си й М ладши й м ало чем о т него о тли чается . И Д и о н сно ва п ри глашает П лат о на. С но ва П лато н т ерп и т фи аско и бесславно во з вращ ает ся к себе в Академ и ю. В эт о вр ем я ем у бы ло п о д60. Однако чер ез 10 лет о н сно ва о т п равля ет ся к Д и о ни си ю в С и ракуз ы . И сно ва неудача и уеди нени е в Академ и и . П р и бли ж алась эп о ха элли ни з м а. Но П лато н эт о го не з нал. Он и скал вы хо да в ут о п и и . Е м у р и со вало сь и деально е го сударст во во главе с фи ло со фам и , со з ерц ат еля м и чи ст ы х и вечны х и дей, ко т о ры х з ащ и щ ают во и ны и ко т о р ы м все ж и з ненны е ресурсы до ст авля ют з ем ледельц ы и рем есленни ки . На п ри м ере си ц и ли йски х п о ез до к П лато на ви дно , что т акая ут о п и я не м о гла о сущ ест ви т ься . Т ак о бо сно вы вает т во р чески й п ут ь и фи ло со фски е вз гля ды П лато на кр уп нейши й и сследо ватель анти чно ст и Алексей Ф едо ро ви ч Ло сев. 2. П оиски происх ож де ния названий ве щ е й в све те иде алистической конце пции П латона. От П лато на со храни ло сь бо льшо е ко ли чест во со чи нени й. Из любленны й его ж анр - ди ало г. Осно вно й и ст о чни к сведени й о вз гля дах П лато на на я з ы к - ди ало г ''Крати л'', п ри надлеж ащ и й к чи слу до во льно т рудны х и з ам ы сло ват ы х со чи нени й
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »