ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
15
Платона. Для него характерны иронический тон Сократа, отсутствие
обобщающих выводов, неопределенный итог беседы .
Исходя из представлений о том , что первична идея вещи, а не сама
вещь, Платон считает , что имя называет идею вещи, представление о ней,
понятие (эйдос) и лишь вследствие этого способно именовать
''соименную" с ним вещь. В этом состоит идеалистический подход Платона
к вопросу о наименовании вещей. Платон выдвигает мысль, что сначала
были первичные имена , самые простые, а уж от них произошли вторичные,
производные имена . При этом Платон не мог обойти спор, связаны ли
названия вещей с природой слова (т.е. произошли ''по природе '', phýsei)
или же установлены особыми законодателями по договору (т.е. thései или
nó mo). Диалог ''Кратил'' наводит на мысль о том , что первичные слова он
считает ''природными'', а вторичные - производные от них - созданными
законодателями.
3. Роль звуков в понимании Платона. Слоги . Для первичных имен
важен вопрос о связи между звуком и значением . Например , Сократ
говорит: ''Итак, прежде всего R, как я говорю, представляется мне
средством выражения всякого движения… Прежде всего в самом слове
''течь'' - rhein и ''течение'' - rhoe - проявляется подражание порыву
благодаря именно этой букве. Я думаю, законодатель видел, что во время
произнесения этого звука язык совсем не остается в покое и сильнейшим
образом сотрясается… А звуком L он воспользовался для выражения всего
тонкого , что могло бы проходить через вещи. А так как при произнесении
язык очень сильно скользит, спускаясь вниз, то, пользуясь уподоблением ,
он дал имена гладкому (leia), скользящему (olisthánein), лоснящемуся
(liparó n) и прочим подобным вещам ''.
Так ставится вопрос о том , что первые имена возникли в результате
подражания . Здесь Платон очень близко подходит к тому, что в
современном языкознании называется звуковым символизмом , проблемы
которого волнуют умы лингвистов и в наше время.
Для обозначения звуков речи Платон пользуется двумя словами:
стойхэйон ''первоначало , элемент'' и грамма ''буква''. Оба названия
равнозначны. Звуки речи, или буквы Платон распределяет по трем
группам : гласные, безгласные и беззвучные. Распределение между
группами заимствовано у предшественников и не отличается большой
ясностью. К рассмотрению слога Платон обращается в тех случаях, когда
хочет обосновать мысль, что единое целое представляет собой не простое
соединение его частей, а качественно новое образование. Слоги, по
Платону, всегда состоят из двух или нескольких звуков, ему чуждо
представление о слоге, состоящем из одного звука .
Платон различает острые (высокие), т.е. ударные слоги и тяжелые
(низкие, т.е. неударные), но виды ударения у него еще не разграничены .
Скорее всего в область изучения звукового строя Платон не внес
самостоятельного вклада .
4. Этимология у Платона. Проблемы этимологии, т.е.
происхождения слова, занимают умы греческих мыслителей в течение
15 П лат о на. Д ля него хар акт ерны и ро ни чески й то н С о крат а, о т сут ст ви е о бо бщ ающ и х вы во до в, нео п ределенны й и то г беседы . Исхо дя и з п редст авлени й о то м , что п ер ви чна и дея вещ и , а не сам а вещ ь, П лато н счи т ает , чт о им я наз ы вает идею вещ и , п р едс т а вление о ней, п онят ие (эйдо с) и ли шь вследст ви е это го сп о со бно и м ено ват ь ''со и м енную" с ни м вещ ь. В эт о м со сто и т и деали ст и чески й п о дхо дП лато на к во п ро су о наи м ено вани и вещ ей. П лат о н вы дви гает м ы сль, чт о сначала бы ли п ер вичные им ена , сам ы е п ро сты е, а уж о т ни х п ро и з о шли вт ор ичные, п р оизводные им ена . П ри это м П лато н не м о г о бо йти сп о р, свя з аны ли наз вани я вещ ей с п ри ро до й сло ва (т.е. п ро и з о шли ''п о п ри ро де'', phýsei) и ли ж е уст ано влены о со бы м и з ако но дателя м и п о до го во ру (т .е. thései и ли nó mo). Д и ало г ''К рат и л'' наво ди т на м ы сль о то м , что п ерви чны е сло ва о н счи т ает ''п ри ро дны м и '', а вто ри чны е - п ро и з во дны е о т ни х - с озда нным и за конода т елям и. 3. Роль звуков в понимании П латона. С логи. Д ля п ер вичных им ен важ ен во п ро с о с вязи м еж ду звуком и зна чением . Нап ри м ер, С о кр ат го во ри т : ''Ит ак, п реж де всего R, как я го во р ю, п редст авля ется м не ср едст во м вы раж ени я вся ко го дви ж ени я … П р еж де всего в сам о м сло ве ''т ечь'' - rhein и ''т ечени е'' - rhoe - п ро я вля ет ся п о драж ани е п о ры ву благо дар я и м енно эт о й букве. Я дум аю, з ако но дат ель ви дел, что во вр ем я п ро и з несени я это го з вука я з ы к со всем не о ст ает ся в п о ко е и си льнейши м о браз о м со тря сает ся … А з вуко м L о н во сп о льз о вался для вы раж ени я всего т о нко го , что м о гло бы п ро хо ди т ь чер ез вещ и . А т ак как п ри п ро и з несени и я з ы к о чень си льно ско льз и т, сп уская сь вни з , т о , п о льз уя сь уп о до блени ем , о н дал и м ена гладко м у (leia), ско льз я щ ем у (olisthá nein), ло сня щ ем уся (liparó n) и п ро чи м п о до бны м вещ ам ''. Т ак ст ави т ся во п ро с о т о м , чт о п ер вые им ена во з ни кли в р езульт а т е п одр а ж а ния. Здесь П лат о н о чень бли з ко п о дхо ди т к то м у, чт о в со врем енно м я з ы ко з нани и наз ы вает ся звуковым с им волизм ом , п р о блем ы ко т о ро го во лнуют ум ы ли нгви сто в и в наше вр ем я . Д ля о бо з начени я звуков р ечи П лат о н п о льз ует ся двум я сло вам и : ст о йхэйо н ''п ер во начало , элем ент '' и грам м а ''буква''. Оба наз вани я равно з начны . Звуки р ечи, и ли буквы П лато н р асп ределя ет п о т рем гр уп п ам : гласны е, без гласны е и без з вучны е. Расп ределени е м еж ду гр уп п ам и з аи м ст во вано у п р едшест венни ко в и не о тли чает ся бо льшо й я сно ст ью. К р ассм о т р ени ю с лога П лат о н о бращ ается в т ех случая х, ко гда хо чет о бо сно ват ь м ы сль, что еди но е ц ело е п р едставля ет со бо й не п ро ст о е со еди нени е его част ей, а качест венно но во е о браз о вани е. Слоги, п о П лат о ну, всегда со сто я т и з двух и ли неско льки х звуков, ем у чуж до п редставлени е о с логе, со сто я щ ем и з одного звука . П лат о н раз ли чает о стры е (вы со ки е), т .е. удар ны е сло ги и т я ж елы е (ни з ки е, т .е. неударны е), но ви ды ударени я у него ещ е не раз грани чены . С ко рее всего в о бласт ь и з учени я з вуко во го ст ро я П лато н не внес сам о сто я тельно го вклада. 4. Э тимология у П латона. П р о блем ы эт им ологии, т .е. п ро и схо ж дени я сло ва, з ани м ают ум ы гр ечески х м ы сли телей в т ечени е
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »