История лингвистических учений. Дашкова М.Ф - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
демократия повышала значение и права отдельного гражданина. Это пере-
плетение полисной коллективной солидарности со значительной самостоя-
тельностью индивида одна из важнейших черт афинской демократии пе-
риода ее подъема.
Время наибольшего могущества афинской державы и вместе с тем за-
вершение демократизации государственного строя Афин падает на 50-30
гг. V в. до н . э. так называемый ''век Перикла''. Позади этого времени ле-
жит период греко -персидских войн, сопровождавшийся мощным народ-
ным подъемом для борьбы с иноземным нашествием , быстрый рост афин-
ского государства и уничтожение остатков аристократических привилегий.
Наступившая в конце Периклова века Пелопоннесская война вскрыла все
противоречия рабовладельческого полиса, противоречия между рабами и
рабовладельческой общиной, а внутри самой общины противоречия ме-
жду частной собственностью крупных рабовладельцев и совместной част -
ной собственностью активных граждан.
Возвышение и кризис афинской демократии сопровождались замет -
ными переломами в общественном сознании.
Строго охраняя основы полисной жизни , афинская демократия отли -
чалась известным религиозным консерватизмом , и у аттических писателей
эпохи роста демократии божественное управление миром не вызывает ни
малейшего сомнения. Однако религиозные представления принимают у
них все более и более отвлеченный характер . Божество теряет свою
сверхъестественность, растворяется в природе и обществе. Тенденция к
пантеизму (обожествлению природы в целом ) наблюдается во всех облас-
тях греческой мысли . И хотя аттические поэты V века продолжают опери -
ровать привычными мифами, олимпийские боги все более становятся лишь
образами, воплощающими сущность и смысл естественного мира, законо-
мерность которого еще воспринимается как божественный правопорядок.
Для этого времени характерен оптимистический взгляд на культуру,
вера в силу человека и человеческого разума. Эта вера поддерживается
ростом материального благосостояния основной массы граждан и техниче-
скими успехами, достигнутыми в мореплавании, кораблестроении, метал-
лургии, строительном деле, ремеслах. Вместо мифологических представ-
лений о ''золотом веке'' и последовавшим за ним ухудшением жизни лю-
дей, выдвигается мысли о прогрессирующем развитии человека от зверо-
подобного состояния к культурной и нравственной жизни . Человек начи -
нает осознавать свое господство над природой.
"Много в природе дивных сил, но сильней человека нет '', - поет хор в
трагедии Софокла ''Антигона''. Проблема человека и его задач в обществе
равных ему людей занимает одно из центральных мест в аттической лите-
ратуре V в. И наряду с унаследованными от предшествующего периода
нормами общежития, которые считались божественно установленными,
все большее значение приобретают изменчивые ''законы '', установленные
самими людьми в целях регулирования собственных взаимоотношений.
Хозяйство , государство , нравственность, воспитание, все стороны общест -
венной жизни становятся предметом практического обсуждения и теоре-
                                              6

дем о крат и я п о вы шала з начени е и п рава о т дельно го гр аж дани на. Эт о п ере-
п лет ени е п о ли сно й ко ллект и вно й со ли дарно сти со з начи тельно й сам о ст о я -
т ельно ст ью и нди ви да –о дна и з важ нейши х черт афи нско й дем о кр ати и п е-
ри о да ее п о дъем а.
        В рем я наи бо льшего м о гущ ест ва афи нско й дер ж авы и вм есте с т ем з а-
вер шени е дем о крати з ац и и го сударст венно го ст ро я Афи н п адает на 50-30
гг. V в. до н. э. –т ак наз ы ваем ы й ''век П ери кла''. П о з ади эт о го вр ем ени ле-
ж и т п ери о д гр еко -п ерси дски х во йн, со п ро во ж давши йся м о щ ны м наро д-
ны м п о дъем о м для бо рьбы с и но з ем ны м нашест ви ем , бы стры й ро ст афи н-
ско го го сударст ва и уни чт о ж ени е о ст атко в ари сто кр ати чески х п ри ви леги й.
Наст уп и вшая в ко нц е П ери кло ва века П ело п о ннесская во йна вскры ла все
п ро т и во р ечи я р або владельческо го п о ли са, п ро ти во речи я м еж ду рабам и и
рабо владельческо й о бщ и но й, а внутри сам о й о бщ и ны –п ро т и во речи я м е-
ж ду част но й со бст венно ст ью кр уп ны х р або владельц ев и со вм естно й част-
но й со бст венно ст ью акт и вны х граж дан.
        В о з вы шени е и кр и з и с афи нско й дем о кр ат и и со п ро во ж дали сь з ам ет -
ны м и п ер ело м ам и в о бщ ест венно м со з нани и .
        С т ро го о храня я о сно вы п о ли сно й ж и з ни , афи нская дем о крат и я о тли -
чалась и з вестны м рели ги о з ны м ко нсерват и з м о м , и у ат т и чески х п и сателей
эп о хи ро ст а дем о крат и и бо ж ест венно е уп равлени е м и р о м не вы з ы вает ни
м алейшего со м нени я . Однако р ели ги о з ны е п редст авлени я п р и ни м ают у
ни х все бо лее и бо лее о т влеченны й характ ер. Бо ж ество т ер я ет сво ю
сверхъест ест венно ст ь, раст во р я ет ся в п ри ро де и о бщ ест ве. Т енденц и я к
п антеи з м у (о бо ж ествлени ю п ри р о ды в ц ело м ) наблюдает ся во всех о блас-
т я х греческо й м ы сли . И хо т я ат ти чески е п о эты V века п ро до лж ают о п ери -
ро ват ь п р и вы чны м и м и фам и , о ли м п и йски е бо ги все бо лее ст ано вя т ся ли шь
о браз ам и , во п ло щ ающ и м и сущ но ст ь и см ы сл ест ест венно го м и ра, з ако но -
м ерно ст ь ко то ро го ещ е во сп ри ни м ается как бо ж ест венны й п р аво п о ря до к.
        Д ля эт о го врем ени хар акт ерен о п ти м и ст и чески й вз гля д на культ ур у,
вер а в си лу чело века и чело веческо го раз ум а. Эт а вера п о ддерж и вает ся
ро ст о м м ат ери ально го благо со ст о я ни я о сно вно й м ассы гр аж дан и техни че-
ски м и усп ехам и , до ст и гнут ы м и в м о реп лавани и , ко раблест ро ени и , м ет ал-
лурги и , стро и т ельно м деле, рем еслах. В м ест о м и фо ло ги чески х п редст ав-
лени й о ''з о ло т о м веке'' и п о следо вавши м з а ни м ухудшени ем ж и з ни лю-
дей, вы дви гает ся м ы сли о п ро гр есси р ующ ем р аз ви т и и чело века о т з веро -
п о до бно го со сто я ни я к культ урно й и нр авст венно й ж и з ни . Ч ело век начи -
нает о со з нават ь сво е го сп о дст во надп ри ро до й.
        "М но го в п р и ро де ди вны х си л, но си льней чело века нет '', - п о ет хо р в
т рагеди и С о фо кла ''Ант и го на''. П ро блем а чело века и его з адач в о бщ ест ве
равны х ем у людей з ани м ает о дно и з ц ент ральны х м ест в ат т и ческо й ли т е-
рат уре V в. И нар я ду с унаследо ванны м и о т п редшест вующ его п ер и о да
но р м ам и о бщ еж и т и я , ко то ры е счи тали сь бо ж ест венно уст ано вленны м и ,
все бо льшее з начени е п ри о брет ают и з м енчи вы е ''з ако ны '', устано вленны е
сам и м и людьм и в ц еля х регули ро вани я со бст венны х вз аи м о о тно шени й.
Х о з я йст во , го сударст во , нравственно сть, во сп и т ани е, все ст о ро ны о бщ ест -
венно й ж и з ни ст ано вя т ся п редм ето м п ракт и ческо го о бсуж дени я и т ео ре-