Прикладная этика - 25 стр.

UptoLike

Рубрика: 

25
протяжении ХХ века. Если в историко-материалистической традиции, привыч-
но связывали сущность человека с его социальной, исторической природой, с
совокупностью общественных отношений, то в течение всего ХХ века в фило-
софии шли параллельные поиски сущности человека через качественно иные
феномены. Не говоря уже о религиозных исследованиях данной проблемы,
наиболее известны культурологические поиски, с одной стороны, поиски в рус-
ле психоанализа, и анализа сферы бессознательного, поиски в методологии
космизма. К концу ХХ в. стало все более отчетливо обнаруживаться, что воз-
можен ренессанс антропологических трактовок человека, возврат к новым на-
туралистическим и антропологическим концепциям. Поиски идут вокруг идеи
закодированности уже в самой биологической природе человека некоторых
ключевых характеристик человеческой личности, которая, в свою очередь, вы-
ступает в качестве ключевого кода Вселенной. С этой точки зрения интерес к
биоэтике может быть объяснен именно тем, что она выходит на некоторые суб-
станциональные биологические закономерности метафизической природы че-
ловека, обещает стать полем прорыва к новому пониманию сущности человека
мира). Для того чтобы обозначить некий важный вектор в спорах вокруг по-
нимания биоэтики, обратиться к статье, опубликованной в энциклопедическом
международном словаре «Этика», потому, что в ней содержится обобщающая
точка зрения на биоэтику. Данное в нем определение биоэтики «мультидис-
циплинарное исследование этических проблем человека, возникающих из науч-
ных достижений в медицине и технологии, рассмотренных в свете моральных
ценностей и принципов», заслуживает нашего внимания именно потому, что
в нем ударение делается на этику и ее проблемы, т.е. как бы утверждается,
что она тот вид этики, который проистекает из новых научных открытий,
а не, скажем, новый вид медицины и биологии, вынужденный чаще обращаться
к этике».
Основная особенность биоэтики и все ее основные проблемы проистека-
ют именно из этого внутреннего для нее столкновения естествознания и этики.
Например, принцип автономии субъекта или святости жизни вступил в проти-
воречие с интересами науки и принципом безличной объективной истинности.
В этом смысле биоэтика обозначила собой коперниковский поворот в совре-
менном представлении о науке и человеке. Движение к ней диктуется именно
этическими, моральными причинами: жалостью и состраданием к бесправности
больных, желанием защитить их права и интересы, положить конец унижению
их человеческого достоинства, их полной зависимости от воли врача (и медпер-
сонала). Эти этические причины, и только этические, как бы и заставили врачей
принять билль о правах больного, т.е. все более этизировать и гуманизировать
медицину.
Итак, в основе биоэтического принципа информированного согласия ле-
жит принцип уважения к пациенту и к человеку в целом. Именно в силу при-
знания этого уважения в биоэтике утверждается, что нужно не скрывать ин-
формацию (какой бы горькой она ни была), а сообщать правду пациенту отно-
сительно его состояния, и о возможных альтернативах лечения. И если вначале
дискуссии шли по вопросу о том, нужно ли сообщать эту правду, то в послед-