Прикладная этика - 27 стр.

UptoLike

Рубрика: 

27
гиозно-нравственный: не причинение зла и вреда другому человеку. В медици-
не он приобретает свое конкретное применение потому, что лечение воздейст-
вует не только на болезнь и даже не только на здоровье человека, но на нечто
гораздо более важное его самоощущение, его благополучие, его жизненные
планы, стиль качество его жизни. Здесь биоэтика идет по пути ограничения
сферы медицины и расширения сферы этики, что в сфере понимания здоровья и
телесного благополучия выглядят особенно убедительно. Именно пациенту
предоставляется право самостоятельного выбора из разных возможностей в
том числе и не лечения, отказа от лечения, тогда как врач по определению не
имеет права отказываться лечить.
От принципа не причинения зла не так легко отличить следующий прин-
цип биоэтики принцип благополучия пациента и обязанность заботиться о
максимально возможном варианте его физического благополучия. Этот прин-
цип утверждает, что если здоровье достигается потерей возможности полно-
ценной жизни, то оно уже не может считаться единственной целью деятельно-
сти врача. Благополучие пациента выступает при этом как многостороннее, ин-
тегральное понятие, включающее в себя совокупность самых разных сторон
«качества жизни». Смысл этого нововведения может быть понят только с эти-
ческой точки зрения: речь идет о моральных границах лечения. Лечение не
самоцель, оно не должно приносить вред пациенту (тем более, когда речь идет
даже не о необходимом лечении, а о проведении биологических или медицин-
ских экспериментов). Возникновение и утверждение этого принципа было
спровоцировано, опять-таки, процессом усовершенствования медицинской тех-
ники и созданием все более изощренных биотехнологий: многие процедуры
том числе и диагностические), точно также как многие виды лечения могут на-
носить вред пациенту, т.к. имеют далеко идущие косвенные последствия.
А следующий общий моральный принцип, оказавшийся «востребован-
ным» в биоэтике, приложение которого к решению биомедицинских проблем
также является неким знаком «этизации» медицины, является принцип справед-
ливости. Этот общеморальный принцип, как правило, не вызывает открытых
возражений. Его сложность состоит в том, что, во-первых, он тоже нередко
вступает в противоречие с другими принципами, а во-вторых, будучи доста-
точно абстрактным, требует четкого применения в разных ситуациях. Особенно
остро этот вопрос встает применительно к проблеме распределения ресурсов в
условиях их дефицита. Какого больного следует лечить в первую очередь? Как
установить очередность получения органов для трансплантации, дорогостоя-
щей аппаратуры и лекарств, а иногда и «обычного» медицинского обслужива-
ния. Каков тот «минимум» здравоохранения, который имеет право получить
каждый человек без исключения?
Как мы видим, это проблемы, которые затрагивают и общество в целом, и
каждого отдельного человека. Более того, главная социальная и моральная про-
блема медицины в этом аспекте может быть сформулирована так: имеет ли ка-
ждый человек право на охрану своего здоровья, или такое право является при-
вилегией только состоятельных членов общества. Если в прошлом охрана здо-
ровья и квалифицированная медицинская помощь всегда были в обществе уде-