ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
29
щвление 275 тыс. физических инвалидов, душевнобольных и других «форм су-
ществования, недостойных именоваться жизнью».
Но в XXI в. моральный климат вокруг эвтаназии существенно меняется.
В «Энциклопедии по биоэтике» выделяют четыре аспекта этого понятия: ус-
корение смерти неизлечимо больных и тяжело страдающих пациентов; наме-
ренное прекращение жизни людей по тем или иным медицинским показаниям;
обеспечение достойной смерти, контроль за процессом умирания, забота об
умирающих людях; представление человеку возможности умереть. «Многие
американцы страшатся процесса умирания в безликой современной больнице
больше, чем самой смерти... Американцы постоянно говорят о том, что хотят
умереть дома, среди друзей и семьи, быстро и без боли – а вместо этого боль-
шинство из них заканчивает жизнь в больнице, где зачастую цель заботы о па-
циенте отодвигается на третий план, уступая целям обучения и исследований.
И когда «реальная медицина» не в состоянии помочь умирающему пациенту,
врачи быстро теряют интерес к тому, чтобы вести дискуссии с пациентами или
их семьями о смерти и боли», – констатирует Дж. Аннас. Сегодня, например, в
США право на смерть получило свое официальное оформление виде завещания.
Его может оформить каждый человек при жизни, находясь в полном здравии и
рассудке относительно добровольного отказа от особых средств пролонгирова-
ния его жизни и жизнеподдерживающего лечения в случае необратимого и не-
излечимого заболевания. Приведем ряд примеров таких завещаний: президент
США Билл Клинтон с супругой уже составили такой документ; американский
математик Дж. Кеворкян завещал (в 1980 г.) заморозить его голову с тем, чтобы
в будущем, когда медицина научится лечить многие болезни, они были излече-
ны.
Как мы видим, в русле биоэтики были предприняты попытки выработать
общезначимое определение смерти. Такой точки придерживается, например,
член Президентской комиссии США по изучению проблем медицины и биоме-
дицинских и бихевиористских исследований, предложивший в 1981 г. «Общее
определение акта смерти» Д. Уиклер. Он прав в том, что не философы высту-
пили инициаторами пересмотра традиционного определения смерти, не они
выдвинули новый критерий – «смерть мозга», не они предложили разделить
смерть на процесс и результат и сосредоточить все внимание именно на перио-
де, предшествующему факту смерти. Все эти вопросы, действительно, пришли
из медицинской практики, из больниц и госпиталей.
Однако подключение философов и этиков к интенсивному обсуждению
проблем смерти имеет другое значение. Именно философы смогли осмыслить
причины возникновения такой, ранее не осознаваемой в культуре стадии в про-
цессе смерти, как умирание. Они зафиксировали возникший в современной ме-
дицине парадокс: медицина не может предотвратить факт смерти, но она может
бесконечно долго поддерживать процесс умирания, т.е. поддерживать человека
в состоянии, практически, между жизнью и смертью. Философский анализ
именно этого состояния позволил пересмотреть многие традиционные пред-
ставления людей о жизни и смерти. И в то же время, в отличие от узкобиологи-
ческих критериев, смог по-новому рассмотреть некоторые старые понятия, в
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- …
- следующая ›
- последняя »