Прикладная этика - 30 стр.

UptoLike

Рубрика: 

30
том числе, например, религиозные. Ведь биологические дефиниции смерти в
том или ином виде сводят жизнь человека к работе его органов, а смерть к
прекращению этой работы. И даже когда в качестве критерия смерти рассмат-
ривалось прекращение работы интегрального органа-мозга то редукция чело-
века к органу не была снята. Вот почему среди критических возражений против
критерия смерти мозга как критерия смерти указывалось на то, что при некото-
рых отравлениях или глубоком переохлаждении энцефалограмма также фикси-
рует прекращение работы мозга, которое затем может восстанавливаться. По-
этому было осознано, что поиски более адекватного критерия смерти должны
продолжаться в направлении еще более интегральных и общезначимых крите-
риев. В данном случае важно подчеркнуть другое: без привлечения этики ре-
шить этот вопрос не удается. Ибо самая главная проблема, которая поставлена
в дискуссиях о смерти – что значит быть человеком, быть личностью?
Поэтому в страхе перед смертью конкретизируется, что надо бояться не
смерти, а этого биологического, «растительного» состояния, от которого жела-
тельно было бы избавить себя и спасти. Если даже средством для такого спасе-
ния себя будет смерть, уничтожение себя. В этом случае право на смерть вы-
ступает как забота о достоинстве личности, о том, что защита этого достоинст-
ва может быть важнее смерти. Это этическая идея: смерть рассматривается не
как самое страшное, что может случиться с человеком, как самое страшное вы-
ступает потеря собственного достоинства, утрата человеком самого себя. И мы
никогда не поймем ни возникновение проблематики эвтаназии, ни споров во-
круг нее, ни того факта, что она легализирована уже во многих странах мира,
если не будем рассматривать ее как средство (пока единственное) против стра-
ха перед периодом процессом) умирания. В этом суть эвтаназии: когда не
существует никаких других средств спасти человека от мучительного процесса
умирания, когда он сам знает, что умирает, и знают об этом все окружающие,
но уже никто не может ему почти ничем помочь. Такова суровая реальность. И
именно она диктует проблематику эвтаназии. Так, законопроект, вынесенный
на референдум в штате Калифорния в 1992 г., декларировал: «Когда мы смер-
тельно больны, право предпочесть отказ от боли и страданий и умереть с дос-
тоинством в тот момент и в том месте, которые мы сами выберем, есть неотъ-
емлемая часть нашего права контролировать собственную судьбу». Законопро-
ект был отвергнут 54% голосов против 46%. С таким же соотношением голосов
в 1991 г. был забаллотирован аналогичный законопроект в штате Вашингтон.
Однако если принять за точку отсчета первую попытку легализации эвтаназии
(штат Огайо, 1906 г.), когда в ее поддержку высказалось только 25% голосо-
вавших членов законодательного собрания, изменение отношения к эвтаназии
становится очевидным.
Как уже отмечалось выше, в больницах и госпиталях многих экономиче-
ски развитых странах мира, за последние годы накопилось значительное коли-
чество больных, физиологическое состояние которых диагностируется как
промежуточное между жизнью и смертью. Эти больные страдают неизлечимы-
ми заболеваниями самых различных видов, включая поздние стадии рака, диа-
лиза, рассеянного склероза и т.п. Еще несколько десятков лет назад такие боль-