Прикладная этика - 31 стр.

UptoLike

Рубрика: 

31
ные немедленно скончались бы. Благодаря современному медицинскому обо-
рудованию они могут быть поддерживаемы в живом состоянии долгие годы. А
если пациент, находясь в таком состоянии испытывает сильные физические
страдания и боли, то может оказаться, что примененная аппаратура лишь про-
длевает страдания больного, но не излечивает и не облегчает его состояние.
Ситуация кажется неразрешимой: долгие мучительные страдания без надежды
на излечение или легкая и быстрая смерть. В ходе изучения таких ситуаций
специалистам в области биоэтики удалось проделать большую аналитическую
работу по вычленению самых различных аспектов эвтаназии и тончайших от-
тенков смысла этого понятия. Так, одно из первых уточнений было внесено в
понятие «убийство». Было проведено различие между двумя неравнозначными
смысловыми оттенками, содержащимися в этом понятии: «убить» и «дать уме-
реть». Известно, что юридически наказуемо только первое деяние, оно квали-
фицируется как убийство, тогда как второе вообще не может вменяться в вину
по закону и может быть подвергнуто лишь моральному осуждению, и даже ес-
ли речь идет о профессиональном спасателе, оно квалифицируется как пре-
ступная халатность, но не убийство. Получается парадоксальная ситуация: если
врач просто не лечит больного, дает ему умереть, он не подлежит осуждению,
хотя результатом этого не-лечения тоже является смерть, да еще, может быть,
сопряженная с большими страданиями. Если же врач, стремясь свести эти стра-
дания к минимуму, освобождает больного от последних, напрасных мучений
перед смертью, он подлежит суровому наказанию.
Проблема кажется настолько трудноразрешимой, что были предприняты
попытки если не уйти от парадокса, то хотя бы смягчить его. В юридическом
аспекте это привело к формулированию особого права, которое раньше не фик-
сировалось: права на смерть. Предлагается, чтобы такое право было впервые
записано в Конституцию нашей страны. Но даже если такое право принято, мо-
ральное противоречие этими юридическими мерами не преодолевается, но
лишь несколько смягчается. Вокруг проблем эвтаназии потому и продолжаются
неутихающие споры, что в этой проблеме заключен целый клубок противоре-
чий. Разброс мнений варьируется от полного неприятия эвтаназии: никогда, ни
при каких случаях она не может быть морально разрешаема, до прямо противо-
положной точки зрения: эвтаназия благо, она должна быть не только разре-
шена, но ее следует приветствовать как избавление от ненужных страданий.
Все вышеперечисленное привело к тому, что в правовом плане в 38 странах
мира официально принят документ разрешающий каждому, желающему распо-
рядиться своей смертью, право составить еще при жизни, в здравом уме и твер-
дой памяти, особый документ типа завещания, фиксирующий его отношение к
подобной ситуации.
Проанализируем работы этиков по данной проблематике: эвтаназия мо-
жет распространяться и какие необходимо соблюдать условия:
1) неизлечимость заболевания; 2) непереносимость страдания;
3) информированность пациента; 4) осознанное желание умереть
(Р.Г. Апресян). К причинам эвтаназии относят и не биологические психоло-
гические и психические, возрастные, моральные и даже экономические