Социальная этика - 5 стр.

UptoLike

Рубрика: 

5
правом в качестве универсальной основы политического бытия
людей
5
. Ч. Тейлор пишет, что, согласно тезису гражданской
гуманистической традиции, условием жизнеспособности свободного
общества (общества политической свободы) является патриотизм
гражданская самоидентификация с общим благом. Благо, по
Тейлору, есть то, что объединяет людей, причем объединяет не
механистически, а через глубокую взаимную эмоциональную связь.
Право, в отличие от блага, есть ценность (благо) как раз во втором
(инструментальном) смысле. Право также объединяет людей, но не
как граждан, а как индивидов, т.е. посредством внешнего
принуждения, обеспечиваемого властью государства. Ч. Тейлор в
работе «Природа и область распределительной справедливости»
описывает формирование конкретной концепции общей
справедливости в виде трехшаговой процедуры. Она включает
исходную фиксацию морального «достоинства» каждого человека,
выявление контуров «человеческого блага» и установление характера
зависимости человека от общества в деле достижения полной и
процветающей жизни.
Одну из наиболее влиятельных позиций в спектре современных
коммунитаристских концепций блага и справедливости представляет
этика А. Макинтайра
6
. Прежде всего, он вслед за Аристотелем
определяет человеческую природу в терминах блага и добродетели.
«Человеческие существа, подобно членам всех других видов, имеют
специфическую природу, и эта природа такова, что они имеют
определенные цели, такова, что они движутся по природе своей к
некоторым целям (telos),
7
пишет, в частности, Макинтайр,
комментируя Аристотеля. Этой специфической целью является благо,
которое древнегреческий мыслитель отождествлял с достижением
некоторого самодовлеющего состояния, эвдемонии
8
.
Вторым ключевым моментом аристотелианского понимания
природы человека является признание необходимости для
достижения блага нравственных совершенств добродетелей.
5
Тейлор Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами //
Современный либерализм / Под ред. Л.Б. Макееевой. – М., 1997. – С. 263.
6
Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали.
Екатеринбург, 2000. – С.202.
7
Там же.
8
Там же. С.202 203.