ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
«Добродетели есть как раз те качества, обладание которыми позволит
индивиду достичь эвдемонии и отсутствие которых расстраивает его
движение по направлению к цели (telos)
9
». При этом соотношение
блага и добродетелей в концепции Аристотеля, как показывает
Макинтайр, носит специфически двойственный характер. С одной
стороны, добродетели действительно представляют собой средство
для достижения некоторого блага или благ. Но с другой, добродетели
ценны сами по себе – без них, точнее, без осуществления
добродетелей в рамках некоторого вида человеческой деятельности
достижение блага становится невозможным, какие бы иные средства
при этом не использовались. Таким образом, сами добродетели
должны пониматься как существенный компонент человеческого
блага. Третий момент состоит в том, что в рамках аристотелевской
традиции осуществление добродетелей требует тесного
взаимодействия с другими людьми в рамках определенных сфер
человеческой активности. Наиболее совершенным типом такого рода
общения, способствующим достижению блага и заключающим в себе
множество других видов, является полис. По определению
Макинтайра, аристотелевский полис представляет собой «проект,
который направлен на достижение человеческого блага как
такового», которому все остальные разновидности человеческой
деятельности должны способствовать «различными путями и в
различной степени»
10
. Фундаментальным условием экзистенции
полиса является факт наличия политической дружбы, основанной на
разделяемой всеми участниками проекта концепции благ и
добродетелей. «Эти узы есть узы дружбы, а дружба сама является
добродетелью
11
».
Итак, аристотелевский тезис о естественной склонности
человека к преследованию блага в рамках социального общения
принимается Макинтайром в качестве самоочевидной предпосылки
концепции справедливости. Одна из главных задач полиса как
общего проекта по достижению блага, состоит в правильном
распределении благ и осуществлении наказаний. Под «правильным»
в данном случае понимается такой способ обращения с гражданами,
который предполагает культивирование добродетелей, и искоренение
9
Там же.
10
MacIntyre A. Whose justice? Which rationality? L: Duckworth, 1988. – P. 107.
11
Макинтайр А. После добродетели. – С. 212.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »