Современная эстетика - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
чения в рамках «традиционной» эстетики. А иногда, даже полагаю-
щих, что, в современных условиях, эстетику возможно изучать в рам-
ках синергетики. Так, по мнению М. Кагана, «эстетика получила воз-
можность по-новому осмыслить закономерности процесса историче-
ского развития художественной культуры, эстетического сознания
общества, каждого вида и жанра искусства». Хотя, и у этого подхода
есть критики. По-видимому, стремление заново переписать эсте-
тику лишь посредством нового словаря вряд ли является глу-
бинным стимулом ее теоретического развития, гораздо интерес-
ней искать и исследовать проблемы на стыке новых и старых ка-
тегорий (например, «художественное произведение» и «текст»), а
не разрывать связи с категориальной и проблемной традицией.
Необходимость нового самоопределения эстетики вызвана сего-
дня также тем, что к феномену «эстетического» и искусству обраща-
ются философская антропология, социальная философия, теория по-
знания и даже онтология, теория культуры, культурология. С обна-
ружением проявления эстетического в разных сферах бытия челове-
ка, с началом так называемого «эстетического бума» в культуре XX
века эстетика, как ни странно, будто бы лишилась своего теоретиче-
ского приоритета в изучении своей собственной проблематики. Меж
тем, нельзя не радоваться бурному развитию культурологических ис-
следований и не признать их плодотворных связей с эстетикой, но
при этом возникает потребность в осознании их предметного и мето-
доло различия. Эстетика не может останавливаться на уровне выяв-
ления в искусстве духовного содержания эпохи и связи искусства с
другими формами культуры. Например, в последнее время популярен
жанр философско-культурологических интерпретаций искусства, ко-
торые подчас сводятся к трактовке конкретных художественных про-
изведений как проекции тех или иных модных философских концеп-
ций содержательного эстетического анализа. Однако, на наш
взгляд, эстетика, одной из центральных проблем которой, как
правило, являлась проблема художественного творчества, долж-
на преодолевать иллюстративность и исследовать творческую
постановку искусством духовных проблем времени, то, как эсте-
тически через общие законы художественного языка, через
язык художественной формы уникального художественного про-
изведения – искусство осуществляет свой собственный творче-
ский вклад в культуру. Современная эстетика могла бы оказаться
необходимой, в частности, искусствознанию, занявшись исследова-