Современная эстетика - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
нием фундаментальных эстетических проблем на материале искусст-
ва XX века. Обрушившийся поток художественной продукции са-
мого разнообразного толка и качества ставит перед современной
эстетикой вопрос, постановка которого критикам традиционной
эстетики может показаться нормативным, а значит, абсолютно
непродуктивным. Это вопрос о смысле искусства и критериях ху-
дожественности. На протяжении всего XX века искусство занималось
опровержением традиции, что привело к «деморализации» эстетики,
отказавшейся от качественного анализа не только отдельных художе-
ственных произведений, но и самих художественных принципов.
Нельзя не замечать стремления серьезного искусства к поиску
ответов на нравственно-философские вопросы современного че-
ловечества, к прорыву к человеку, к культурно-созидательной
роли искусства в современном мире, присущего ему желания по-
нимания, со-участия. Такое искусство нуждается в самосознании,
которое может возникнуть в результате серьезного и объективно-
го эстетико-философского анализа.
Во второй половине ХХ века последовательно возрастает роль
эмпирической эстетики различных концептуально-теоретических
подходов и практических методов, использующих понятий и методов
точных наук, новые технологии сбора и анализа художественной
информации. Это было связано не только с надеждами получить бо-
лее достоверную информацию об искусстве и эстетической жизни
общества, но и стремлением преодолеть растущий разрыв между
«двумя культурами». Этой проблемой занимались такие блестящие
умы, как Леонардо да Винчи и Кеплер. Однако в общем виде пробле-
ма осталась нерешенной, законы эстетики так и не удалось свести в
систему, видимо, по причине невозможности повсеместного исполь-
зования формальных методов. Так, Б. Кроче, осмысливая категории
эстетики, писал: «Их нельзя ни вывести одно из другого, ни связать в
целостную систему, хотя это, тем не менее, столько раз пытались
сделать с громадной тратой времени и безо всякого действительного
результата»
1
. Одна из первых Работ применения теории информации
к проблемам эстетического восприятия принадлежит, например,
А. Молю
2
. Используемая им мера оригинальности сообщения удо-
1
Кроче Б. Антология сочинений по философии. – СПб., 1999. С.403-405.
2
Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. – М., 1965.