Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов. Деларю В.В. - 39 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

хочет ?, т.е. вскрыть его мотивы. Однако чаще вскрываются не столько
истинные мотивы, сколько приписываемые
на основании прошлого опыта,
трафаретов (на основе внешности, национальности, социального статуса) и
т.д. Люди и их желания видятся не такими, какими они есть на самом деле, а
больше такими, какими их хотят видеть. Т.е. люди могут заблуждаться, тем
более, что для врача характерна позиция авторитаризма ( я-врач и
лучше
знаю, когда больной что-то хочет сказать, спросить). Подобные заблуждения
чаще всего связаны с:
прошлым опытом или представлениями ("у меня этот больной раньше
лечился, он из-за каждого пустяка паникует...опять будет чего-то
требовать" и т.п.);
принципом контрастности (плохому приписывается все плохое, хорошему
- хорошее);
слишком завышенной самооценкой (когда у людей сильно завышена
самооценка, то они полностью поглощены собой, плохо знают других - им
не до того, чтобы разбираться); предотвращает впечатление
самоуверенности (часто замечаемое у врачей) выражения типа "Мне
представляется (кажется), что ... Мне близка другая точка зрения... Не
ошибаюсь ли я, полагая, что...";
с определенными механизмами
психической защиты, например, с
проекцией или рационализацией.
Искажать перцептивный (и коммуникативный) процесс могут явления
"трансфера" и "контртрансфера". Согласно предложенной З.Фрейдом
концепции "трансфера" ("переноса") врач подсознательно напоминает
больному какую-нибудь эмоционально значимую личность из его детства ,
например, отца. В зависимости от того, какие впечатления и отношения
преобладали при контакте больного
с отцом, они "переносятся" в отношении
врача (отрицательные или положительные). В противоположном
направлении действует "контртрансфер". В настоящее время это понимается
более шире - больному (и другим людям) некоторые элементы поведения,
внешнего вида или репутации могут напоминать что-то положительное или
отрицательное из их жизни, в первую очередь, опыт эмоционального
общения с
теми лицами, которые имели для него большое эмоциональное
значение (родители, другие родственники, учителя и др.). т.е. человек несёт
как бы "груз прошлого".
Крайне важно для доверительного рассказа больных о мучающих их
проблемах - это эмпатия, т.е. способность (в частности, врача)
эмоционально откликнуться на переживание других, сопереживать вместе с
ним. При
этом речь не идет о подмене своих чувств чувствами больного;
больному нужно, важно, чтобы врач заметил, как ему (больному) плохо,
трудно, тяжело. Очень сближает, помогает если доступность подобных
переживаний объясняется (и, соответственно, больной поддерживается). В
идеале доступность переживаний другого человека показывается ему
выражениями типа "я через это прошел...у меня
тоже точно такое было". Но
в контексте врач-больной ссылки на себя могут использоваться в
хочет ?, т.е. вскрыть его мотивы. Однако чаще вскрываются не столько
истинные мотивы, сколько приписываемые на основании прошлого опыта,
трафаретов (на основе внешности, национальности, социального статуса) и
т.д. Люди и их желания видятся не такими, какими они есть на самом деле, а
больше такими, какими их хотят видеть. Т.е. люди могут заблуждаться, тем
более, что для врача характерна позиция авторитаризма ( я-врач и лучше
знаю, когда больной что-то хочет сказать, спросить). Подобные заблуждения
чаще всего связаны с:
• прошлым опытом или представлениями ("у меня этот больной раньше
   лечился, он из-за каждого пустяка паникует...опять будет чего-то
   требовать" и т.п.);
• принципом контрастности (плохому приписывается все плохое, хорошему
   - хорошее);
• слишком завышенной самооценкой (когда у людей сильно завышена
   самооценка, то они полностью поглощены собой, плохо знают других - им
   не до того, чтобы разбираться); предотвращает впечатление
   самоуверенности (часто замечаемое у врачей) выражения типа "Мне
   представляется (кажется), что ... Мне близка другая точка зрения... Не
   ошибаюсь ли я, полагая, что...";
• с определенными механизмами психической защиты, например, с
   проекцией или рационализацией.
       Искажать перцептивный (и коммуникативный) процесс могут явления
"трансфера" и "контртрансфера". Согласно предложенной З.Фрейдом
концепции "трансфера" ("переноса") врач подсознательно напоминает
больному какую-нибудь эмоционально значимую личность из его детства ,
например, отца. В зависимости от того, какие впечатления и отношения
преобладали при контакте больного с отцом, они "переносятся" в отношении
врача (отрицательные или положительные). В противоположном
направлении действует "контртрансфер". В настоящее время это понимается
более шире - больному (и другим людям) некоторые элементы поведения,
внешнего вида или репутации могут напоминать что-то положительное или
отрицательное из их жизни, в первую очередь, опыт эмоционального
общения с теми лицами, которые имели для него большое эмоциональное
значение (родители, другие родственники, учителя и др.). т.е. человек несёт
как бы "груз прошлого".
       Крайне важно для доверительного рассказа больных о мучающих их
проблемах - это эмпатия, т.е. способность (в частности, врача)
эмоционально откликнуться на переживание других, сопереживать вместе с
ним. При этом речь не идет о подмене своих чувств чувствами больного;
больному нужно, важно, чтобы врач заметил, как ему (больному) плохо,
трудно, тяжело. Очень сближает, помогает если доступность подобных
переживаний объясняется (и, соответственно, больной поддерживается). В
идеале доступность переживаний другого человека показывается ему
выражениями типа "я через это прошел...у меня тоже точно такое было". Но
в контексте врач-больной ссылки на себя могут использоваться в