ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
32
Граффити часто отождествляются с понятием вандализма, хо-
тя в контексте девиаций их правомерно рассматривать как очень час-
тый вариант вандализма.
Граффити являются способом выражения установок, кон-
фликтов и проблем, большей частью подавленных и скрытых. Граф-
фити представляют собой спонтанное самовыражение личности, они
анонимны и поэтому более свободны от требований социальной же
-
лательности.
Многие граффити содержат оскорбления и непристойности в
виде грубых слов и рисунков, что является социальным табу. Поэтому
представители психоаналитического направления рассматривают
надписи и рисунки как средство символического удовлетворения ба-
зовых импульсов сексуальности и агрессивности, свободное выраже-
ние которых не позволяется обществом.
Рисовальщики в большинстве своём лица мужского пола; ес-
ли же рисуют девушки, то для них характерен мужской стиль поведе-
ния. Чаще всего рисуют в 12-20 лет, но возможно как более ранний,
так и более старший возраст. Большинство авторов граффити - вы-
ходцы из семей с низким социальным статусом и представители на-
циональных меньшинств, однако также могут встречаться и предста-
вители высших
классов.
Почти половина подростков за последний год хотя бы раз де-
лали надписи на стенах. Хотя другие акты вандализма (разрушения,
поджоги) девочки совершают гораздо реже, чем мальчики, надписи
они оставляют так же часто. В школах царапают парты около 85%
мальчиков.
Авторитарные личности (т.е. характеризующиеся такими чер-
тами, как подчинение авторитету,
послушность, агрессия по отноше-
нию к тем, кого они считают низшими) гораздо чаще пишут или ри-
суют на стенах. Это обусловлено тем, что граффити представляют
собой способ высвобождения свойственных авторитарной личности
подавленных агрессивных и враждебных импульсов.
Лица с экстернальным локусом контроля (т.е. видящие источ-
ник управления своей жизнью во внешних
обстоятельствах) чаще
пишут на стенах и партах (экстерналы ощущают меньший контроль за
последствиями своего поведения, поэтому анонимное высказывание
своих точек зрения им более свойственно).
Более креативные личности также чаще делают надписи на
стенах и партах.
Основные мотивы рисовальщиков:
Утверждение личностной или групповой идентичности
(это
почти половина от общего количества надписей). Граффити порожде-
ны желанием оставить след, сообщить о своем существовании. Жела-
ние достичь признания и уважения, особенно в пределах субкульту-
ры, реализуется за счет количества, заметности надписей, их долго-
33
вечности и месторасположения, которое подразумевает большой
риск.
Протест против социальных и культурных норм
. Граффити
влечет порчу общественного или частного имущества, что само по
себе является нарушением социальных запретов. Надписи и рисунки
дают возможность человеку выразить его асоциальность одновремен-
но на трех уровнях - поведения, высказывания и языка, причем граф-
фити представляют собой относительно безопасный для индивида
способ заявить о своей оппозиции закону или социальным
институ-
там.
Злобные реакции
. Многие надписи представляют собой
обидное или грубое высказывание в адрес конкретных людей, поли-
тических, этнических и других социальных групп, субкультур, соци-
альных институтов. Подобного типа граффити содержат мотивы
борьбы, соперничества и символического насилия.
Мотивы творчества
. Усложненность стиля представляет со-
бой не только средство достижения славы, но и самоцель; многие
граффити считают себя художниками.
Сексуальные мотивы
. Посредством таких надписей и рисун-
ков, особенно в школьных туалетах, дети исследуют поведение, соот-
ветствующим сексуальным ролям.
Развлекательные мотивы
. Рисование является частью игры и
само по себе доставляет удовольствие.
Убедительных гендерных различий в характере надписей и
рисунков нет, однако есть ряд определенных различий: женские над-
писи иногда имеют более романтическую направленность, мужские
граффити более усложнены и гораздо чаще содержат детали, особен-
но сексуального характера.
Более негативно люди относятся, чаще
всего к сексуальным и
политическим граффити, более терпимо - юмору и "разному"; более
терпимы, как правило, люди, которые сами совершают граффити.
Наличие имеющихся граффити - один из ведущих факторов к
нанесению новых.
Способы предотвращения граффити: управление физической
средой (т.е. чтобы было трудно рисовать) и социальная стратегия -
через систему социального контроля (предупреждающие или
запре-
щающие знаки практически не влияют на количество граффити; орга-
низация кампаний борьбы с рисовальщиками также малоэффективна -
их трудно поймать и репрессивные меры вызывают протест и вызов, а
риск быть пойманным делает более увлекательной игру; воспитатель-
ные программы и деятельность СМИ - условием эффективности по-
добных программ является учет ценностей подростковой
субкульту-
ры, а большинство воспитательно-образовательных программ акцен-
тируют внимание на вреде, криминальности и не эстетичности, лишь
углубляют культурный конфликт, подчеркивая тем самым ценности
Граффити часто отождествляются с понятием вандализма, хо- вечности и месторасположения, которое подразумевает большой тя в контексте девиаций их правомерно рассматривать как очень час- риск. тый вариант вандализма. Протест против социальных и культурных норм. Граффити Граффити являются способом выражения установок, кон- влечет порчу общественного или частного имущества, что само по фликтов и проблем, большей частью подавленных и скрытых. Граф- себе является нарушением социальных запретов. Надписи и рисунки фити представляют собой спонтанное самовыражение личности, они дают возможность человеку выразить его асоциальность одновремен- анонимны и поэтому более свободны от требований социальной же- но на трех уровнях - поведения, высказывания и языка, причем граф- лательности. фити представляют собой относительно безопасный для индивида Многие граффити содержат оскорбления и непристойности в способ заявить о своей оппозиции закону или социальным институ- виде грубых слов и рисунков, что является социальным табу. Поэтому там. представители психоаналитического направления рассматривают Злобные реакции. Многие надписи представляют собой надписи и рисунки как средство символического удовлетворения ба- обидное или грубое высказывание в адрес конкретных людей, поли- зовых импульсов сексуальности и агрессивности, свободное выраже- тических, этнических и других социальных групп, субкультур, соци- ние которых не позволяется обществом. альных институтов. Подобного типа граффити содержат мотивы Рисовальщики в большинстве своём лица мужского пола; ес- борьбы, соперничества и символического насилия. ли же рисуют девушки, то для них характерен мужской стиль поведе- Мотивы творчества. Усложненность стиля представляет со- ния. Чаще всего рисуют в 12-20 лет, но возможно как более ранний, бой не только средство достижения славы, но и самоцель; многие так и более старший возраст. Большинство авторов граффити - вы- граффити считают себя художниками. ходцы из семей с низким социальным статусом и представители на- Сексуальные мотивы. Посредством таких надписей и рисун- циональных меньшинств, однако также могут встречаться и предста- ков, особенно в школьных туалетах, дети исследуют поведение, соот- вители высших классов. ветствующим сексуальным ролям. Почти половина подростков за последний год хотя бы раз де- Развлекательные мотивы. Рисование является частью игры и лали надписи на стенах. Хотя другие акты вандализма (разрушения, само по себе доставляет удовольствие. поджоги) девочки совершают гораздо реже, чем мальчики, надписи Убедительных гендерных различий в характере надписей и они оставляют так же часто. В школах царапают парты около 85% рисунков нет, однако есть ряд определенных различий: женские над- мальчиков. писи иногда имеют более романтическую направленность, мужские Авторитарные личности (т.е. характеризующиеся такими чер- граффити более усложнены и гораздо чаще содержат детали, особен- тами, как подчинение авторитету, послушность, агрессия по отноше- но сексуального характера. нию к тем, кого они считают низшими) гораздо чаще пишут или ри- Более негативно люди относятся, чаще всего к сексуальным и суют на стенах. Это обусловлено тем, что граффити представляют политическим граффити, более терпимо - юмору и "разному"; более собой способ высвобождения свойственных авторитарной личности терпимы, как правило, люди, которые сами совершают граффити. подавленных агрессивных и враждебных импульсов. Наличие имеющихся граффити - один из ведущих факторов к Лица с экстернальным локусом контроля (т.е. видящие источ- нанесению новых. ник управления своей жизнью во внешних обстоятельствах) чаще Способы предотвращения граффити: управление физической пишут на стенах и партах (экстерналы ощущают меньший контроль за средой (т.е. чтобы было трудно рисовать) и социальная стратегия - последствиями своего поведения, поэтому анонимное высказывание через систему социального контроля (предупреждающие или запре- своих точек зрения им более свойственно). щающие знаки практически не влияют на количество граффити; орга- Более креативные личности также чаще делают надписи на низация кампаний борьбы с рисовальщиками также малоэффективна - стенах и партах. их трудно поймать и репрессивные меры вызывают протест и вызов, а Основные мотивы рисовальщиков: риск быть пойманным делает более увлекательной игру; воспитатель- Утверждение личностной или групповой идентичности (это ные программы и деятельность СМИ - условием эффективности по- почти половина от общего количества надписей). Граффити порожде- добных программ является учет ценностей подростковой субкульту- ны желанием оставить след, сообщить о своем существовании. Жела- ры, а большинство воспитательно-образовательных программ акцен- ние достичь признания и уважения, особенно в пределах субкульту- тируют внимание на вреде, криминальности и не эстетичности, лишь ры, реализуется за счет количества, заметности надписей, их долго- углубляют культурный конфликт, подчеркивая тем самым ценности 32 33
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- …
- следующая ›
- последняя »