Психология отклоняющегося поведения. Деларю В.В. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

36
женщин во время беременности можно рассматривать как своеобраз-
ную форму психологической защиты.
В одних случаях - это рационализм
. При этом женщина при-
влекает для самозащиты множество реалистических или малореали-
стических доводов, которые, с её точки зрения, оправдывают плани-
руемый отказ от материнства. Резко снижается или вообще отсутствует
способность видеть и рассматривать иные варианты выхода из кризи-
са. Одновременно преувеличиваются собственные отрицательные фи-
зические и моральные качества, гипертрофируются материальные
и
семейные затруднения. Заранее игнорируется помощь других членов
семьи и знакомых. Попытки рационально обсудить иные варианты, как
правило, неэффективны из-за интенсивности эмоциональных пережи-
ваний и их ригидности и могут вызвать обиду, непонимание, агрессию.
В других случаях преобладают механизмы вытеснения
- когда
женщина, остро пережившая первый эмоциональный шок от осознания
нежелательности беременности, постепенно как бы "забывает", что она
беременна. Очень часто такая женщина ведет прежний, а иногда и бо-
лее активный образ жизни, в т.ч. много переезжает из города в город,
алкоголизируется, курит, предается сексуальным эксцессам. При этом
часто исчезают
субъективные признаки беременности, игнорируется
шевеление плода. Женщина почти всю беременность чувствует себя
"хорошо", перестает предвидеть очевидные события, планировать
свою жизнь, в частности, не делает аборт при нежелании иметь ребен-
ка. После рождения такие женщины часто амбивалентны к ребенку,
могут на время принимать и прикладывать его к груди, искать сочув-
ствия
и поддержки.
Несколько иная психологическая защита демонстрируется в
тех случаях, когда женщина, будучи с самого начала не мотивирован-
ной на вынашивание, роды и материнство на протяжении всей бере-
менности буквально игнорирует своего будущего ребенка. Уже заранее
она относится к нему безразлично, как к ненужной вещи, не включает
его в сферу своего
самосознания. Часто такие женщины вынашивают
беременность только потому, что знают - "аборт вреден для здоровья".
Иногда на первый план выступают механизмы проекции
. В
этом случае для женщины ребенок буквально становится воплощением
всего того зла, которое, как она считает, незаслуженно получила от
жизни, в первую очередь, от отца ребенка. В психоаналитической ли-
тературе перенос на ребенка ненависти, испытываемой по отношению
к его отцу, получил название "комплекса Медеи". Характерны упорные
попытки прервать беременность, даже
на поздних стадиях, иногда
подвергая себя серьезной опасности. В фантазиях ребенок предстает
уродливым, крайне безобразным. С рождением ребенка связывается
полный жизненный крах. Главные эмоции таких женщин по отноше-
нию к новорожденному - брезгливость, отвращение и даже ненависть.
37
Как вариант проекции можно рассматривать случаи, когда от-
каз от ребенка мотивируется утратой любви и ощущением полного
безразличия к нему по мере исчезновения любовных чувств к отцу ре-
бенка.
Приведенные формы психологической защиты в реальности
могут проявляться у одной и той же женщины как в чистом виде, так и
в сочетании
.
Причина девиантного материнства часто коренится в драме
взаимоотношений " отказницы" и её собственной матери. Девиантная
мать отвергалась своей матерью с детства. Эта материнская деприва-
ция сделала невозможным процесс идентификации с матерью как на
уровне психологического пола, так и на уровне формирования мате-
ринской роли. Ведущая потребность женщины с девиантным материн-
ским
поведением - получить любовь и признание своей родной матери.
Такая потребность приводит к эмоциональной зависимости от матери
и во многом блокирует личностный рост женщины, не позволяя ей са-
мой в будущем стать матерью. Вывод: для формирования нормального
материнского поведения необходима идентификация с матерью и за-
тем на этой основе - эмоциональная сепарация.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОСТИТУЦИИ.
Еще в 19 веке сформировалось два представления о причинах
возникновения и неистребимого существования проституции на про-
тяжении веков. Согласно одному из них (антропологическому) - есть
женщины, генетически обреченные на постоянное провоцирование
проституции.
Возросший интерес к проблеме проституции в связи с её рос-
том в конце 1980- 1990-х гг. в России выделил два направления в
изу-
чении проституции: преимущественно социальный - через социальные
потрясения общества, изменение моральных ценностей, обнищание
значительной части населения, перемещения больших потоков людей
и т.п. и психолого-психиатрический - через личностные особенности и
более глубинные факторы, способствовавшие вовлечению в занятия
проституцией (еще в 19-м веке было отмечено, что некоторые девуш-
ки, уезжающие из
сельской местности в город, сразу устраивались на
работу и, экономя на себе, посылали деньги домой, а другие практиче-
ски сразу начинали заниматься проституцией, ничего не посылая до-
мой). В контексте психологического направления всё большее призна-
ние приобретает подход, объясняющий занятия проституцией в кон-
тексте сексуального насилия (чаще всего, это происходит в
семье) или,
несколько видоизменённо, когда этим занимается мать девочки и ре-
бенок с раннего детства получает соответствующие представления (т.е.
занятия проституцией воспринимаются как вполне допустимые, ведь
как по-другому поступать ребенок не знает - самый ранний, самый
первый опыт - он самый яркий и самый значимый; в этом плане боль-
женщин во время беременности можно рассматривать как своеобраз-                Как вариант проекции можно рассматривать случаи, когда от-
ную форму психологической защиты.                                      каз от ребенка мотивируется утратой любви и ощущением полного
        В одних случаях - это рационализм. При этом женщина при-       безразличия к нему по мере исчезновения любовных чувств к отцу ре-
влекает для самозащиты множество реалистических или малореали-         бенка.
стических доводов, которые, с её точки зрения, оправдывают плани-              Приведенные формы психологической защиты в реальности
руемый отказ от материнства. Резко снижается или вообще отсутствует    могут проявляться у одной и той же женщины как в чистом виде, так и
способность видеть и рассматривать иные варианты выхода из кризи-      в сочетании.
са. Одновременно преувеличиваются собственные отрицательные фи-                Причина девиантного материнства часто коренится в драме
зические и моральные качества, гипертрофируются материальные и         взаимоотношений " отказницы" и её собственной матери. Девиантная
семейные затруднения. Заранее игнорируется помощь других членов        мать отвергалась своей матерью с детства. Эта материнская деприва-
семьи и знакомых. Попытки рационально обсудить иные варианты, как      ция сделала невозможным процесс идентификации с матерью как на
правило, неэффективны из-за интенсивности эмоциональных пережи-        уровне психологического пола, так и на уровне формирования мате-
ваний и их ригидности и могут вызвать обиду, непонимание, агрессию.    ринской роли. Ведущая потребность женщины с девиантным материн-
        В других случаях преобладают механизмы вытеснения - когда      ским поведением - получить любовь и признание своей родной матери.
женщина, остро пережившая первый эмоциональный шок от осознания        Такая потребность приводит к эмоциональной зависимости от матери
нежелательности беременности, постепенно как бы "забывает", что она    и во многом блокирует личностный рост женщины, не позволяя ей са-
беременна. Очень часто такая женщина ведет прежний, а иногда и бо-     мой в будущем стать матерью. Вывод: для формирования нормального
лее активный образ жизни, в т.ч. много переезжает из города в город,   материнского поведения необходима идентификация с матерью и за-
алкоголизируется, курит, предается сексуальным эксцессам. При этом     тем на этой основе - эмоциональная сепарация.
часто исчезают субъективные признаки беременности, игнорируется           СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОСТИТУЦИИ.
шевеление плода. Женщина почти всю беременность чувствует себя                  Еще в 19 веке сформировалось два представления о причинах
"хорошо", перестает предвидеть очевидные события, планировать          возникновения и неистребимого существования проституции на про-
свою жизнь, в частности, не делает аборт при нежелании иметь ребен-    тяжении веков. Согласно одному из них (антропологическому) - есть
ка. После рождения такие женщины часто амбивалентны к ребенку,         женщины, генетически обреченные на постоянное провоцирование
могут на время принимать и прикладывать его к груди, искать сочув-     проституции.
ствия и поддержки.                                                              Возросший интерес к проблеме проституции в связи с её рос-
        Несколько иная психологическая защита демонстрируется в        том в конце 1980- 1990-х гг. в России выделил два направления в изу-
тех случаях, когда женщина, будучи с самого начала не мотивирован-     чении проституции: преимущественно социальный - через социальные
ной на вынашивание, роды и материнство на протяжении всей бере-        потрясения общества, изменение моральных ценностей, обнищание
менности буквально игнорирует своего будущего ребенка. Уже заранее     значительной части населения, перемещения больших потоков людей
она относится к нему безразлично, как к ненужной вещи, не включает     и т.п. и психолого-психиатрический - через личностные особенности и
его в сферу своего самосознания. Часто такие женщины вынашивают        более глубинные факторы, способствовавшие вовлечению в занятия
беременность только потому, что знают - "аборт вреден для здоровья".   проституцией (еще в 19-м веке было отмечено, что некоторые девуш-
        Иногда на первый план выступают механизмы проекции. В          ки, уезжающие из сельской местности в город, сразу устраивались на
этом случае для женщины ребенок буквально становится воплощением       работу и, экономя на себе, посылали деньги домой, а другие практиче-
всего того зла, которое, как она считает, незаслуженно получила от     ски сразу начинали заниматься проституцией, ничего не посылая до-
жизни, в первую очередь, от отца ребенка. В психоаналитической ли-     мой). В контексте психологического направления всё большее призна-
тературе перенос на ребенка ненависти, испытываемой по отношению       ние приобретает подход, объясняющий занятия проституцией в кон-
к его отцу, получил название "комплекса Медеи". Характерны упорные     тексте сексуального насилия (чаще всего, это происходит в семье) или,
попытки прервать беременность, даже на поздних стадиях, иногда         несколько видоизменённо, когда этим занимается мать девочки и ре-
подвергая себя серьезной опасности. В фантазиях ребенок предстает      бенок с раннего детства получает соответствующие представления (т.е.
уродливым, крайне безобразным. С рождением ребенка связывается         занятия проституцией воспринимаются как вполне допустимые, ведь
полный жизненный крах. Главные эмоции таких женщин по отноше-          как по-другому поступать ребенок не знает - самый ранний, самый
нию к новорожденному - брезгливость, отвращение и даже ненависть.      первый опыт - он самый яркий и самый значимый; в этом плане боль-
                                36                                                                      37