Составители:
Рубрика:
Исследования социальной установки в зарубежной психологии
1
7
Таким образом, сегодня сложилась ситуация, когда почти
каждый исследователь имеет свое определение аттитюда, но
до сих пор не существует общепринятого. Вероятнее всего,
это следует признать нормальным положением исходя прежде
всего из сложности самого феномена. Кроме того, психология
скорее всего еще не достигла того уровня развития (нужен ли
он в психологии вообще
?), когда категории, понятия, термины
и определения имеют однозначное толкование.
Следующим шагом нашего обзора станет анализ терминов
«аттитюд», «социальная установка», «установка», «сэт» и ана-
логичных им понятий, описывающих явление социальной ус-
тановки. Не найдя общепринятого определения указанному
психическому феномену, мы должны теперь попытаться опи-
сать его координаты в системе психики.
Многие
исследователи замечают различия в толковании
понятия «социальная установка» и понятия «установка».
С.К. Рощин отмечает, что «психологическая основа этих поня-
тий одна – предрасположенность, готовность человека дейст-
вовать определенным образом по отношению к какому-то
конкретному объекту и в каких-то конкретных обстоятельст-
вах. Различие же заключается в более высокой организации
социальной установки (...) (см.: Рощин, 1989. С.136). П.Н. Ши-
хирев дополняет это замечанием о том, что социальная уста-
новка выполняет функции общепсихологической установки на
уровне социальной общности и обеспечивает единое отноше-
ние и поведение членов общества (см.: Шихирев, 1976. С.283).
Особо выделяется знаковость существования социальной
установки, что, по нашему мнению, можно оспорить. Здесь
уместно вспомнить рассуждения о том, что сам по себе мир не
является ни хорошим, ни плохим, а становится таковым толь-
ко в сознании индивида. Знак не имеет сам по себе никакого
наполнения, отношения, он бесстрастен и нейтрален до тех
пор, пока мы не наполнили его определенным содержанием.
Установка – это прежде
всего отношение к миру, она не может
существовать в знаковой форме, она может быть лишь выра-
жена в ней. И даже это будет достаточно условно – как один
из способов обозначения установки. В нашем представлении
Исследования социальной установки в зарубежной психологии 17 Таким образом, сегодня сложилась ситуация, когда почти каждый исследователь имеет свое определение аттитюда, но до сих пор не существует общепринятого. Вероятнее всего, это следует признать нормальным положением исходя прежде всего из сложности самого феномена. Кроме того, психология скорее всего еще не достигла того уровня развития (нужен ли он в психологии вообще?), когда категории, понятия, термины и определения имеют однозначное толкование. Следующим шагом нашего обзора станет анализ терминов «аттитюд», «социальная установка», «установка», «сэт» и ана- логичных им понятий, описывающих явление социальной ус- тановки. Не найдя общепринятого определения указанному психическому феномену, мы должны теперь попытаться опи- сать его координаты в системе психики. Многие исследователи замечают различия в толковании понятия «социальная установка» и понятия «установка». С.К. Рощин отмечает, что «психологическая основа этих поня- тий одна предрасположенность, готовность человека дейст- вовать определенным образом по отношению к какому-то конкретному объекту и в каких-то конкретных обстоятельст- вах. Различие же заключается в более высокой организации социальной установки (...) (см.: Рощин, 1989. С.136). П.Н. Ши- хирев дополняет это замечанием о том, что социальная уста- новка выполняет функции общепсихологической установки на уровне социальной общности и обеспечивает единое отноше- ние и поведение членов общества (см.: Шихирев, 1976. С.283). Особо выделяется знаковость существования социальной установки, что, по нашему мнению, можно оспорить. Здесь уместно вспомнить рассуждения о том, что сам по себе мир не является ни хорошим, ни плохим, а становится таковым толь- ко в сознании индивида. Знак не имеет сам по себе никакого наполнения, отношения, он бесстрастен и нейтрален до тех пор, пока мы не наполнили его определенным содержанием. Установка это прежде всего отношение к миру, она не может существовать в знаковой форме, она может быть лишь выра- жена в ней. И даже это будет достаточно условно как один из способов обозначения установки. В нашем представлении
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- …
- следующая ›
- последняя »