Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
18
установка здесь более похожа на гуссерлевскую интенцио-
нальность, которая есть и которую невозможно «потрогать»,
ибо она суть направление чего-то, а не само это «что-то». Ус-
тановка, как и интенциональность Гуссерля, всегда ускользает,
она неуловима, не может быть понята и вычерпана до конца.
Знак, слово, вербальная форма существования установкиэто
лишь одна из многочисленных ее оболочек в бесконечном ря-
ду горизонтов ее форм. Задачи же типизации и стандартиза-
ции, вероятнее всего, будут обеспечиваться феноменом сте-
реотипа, который, по мнению Шихирева, тоже есть разновид-
ность установки.
Однако есть еще одно соображение в пользу высказанного
предположения о знаковости социальной установки. Дело в
том, что в экологическом подходе Гибсона различается явное
и неявное знание. Неявное знание, по Гибсону, это знание, по-
лученное в акте непосредственного восприятия; знание, полу-
ченное вне всяких форм знакового опосредования. Это знание
несет в себе сущностную информацию и обеспечивает извле-
чение возможности окружающего мира. Вводимое нами поня-
тие «сущностная информация
» будет подробно проанализиро-
вано вместе с понятиями «возможность» и «окружающий
мир» позже, но сейчас важно подчеркнуть, что сущностная
информация, получаемая непосредственно, через неявное зна-
ние, анализируется на уровне экологического компонента со-
циальной установки. А знаковая форма знания (явное знание)
анализируется на уровне аттитюда. Уровень экологического
компонента (базовый уровень собственно установки)
функ-
ционирует неосознанно. При этом мы разводим понятия «бес-
сознательное», «неосознаваемое», «неосознанное», «под-
сознательное», что будет обосновано далее. Поэтому, конечно
же, у них и различные формы распространения.
Если С.К. Рощин особо выделяет бессознательный характер
установки в отличие от социальной установки, то П.Н. Шихи-
рев отмечает фиксированность социальной установки, что
обусловлено, по его мнению, предметностью содержания со-
циальной установки. Мы вынуждены возразить обоим иссле-
дователям и делаем это одной фразой: предметность уясняется
непосредственно в акте интенционального переживания.
18                                              А.А. Девяткин
установка здесь более похожа на гуссерлевскую интенцио-
нальность, которая есть и которую невозможно «потрогать»,
ибо она суть направление чего-то, а не само это «что-то». Ус-
тановка, как и интенциональность Гуссерля, всегда ускользает,
она неуловима, не может быть понята и вычерпана до конца.
Знак, слово, вербальная форма существования установки – это
лишь одна из многочисленных ее оболочек в бесконечном ря-
ду горизонтов ее форм. Задачи же типизации и стандартиза-
ции, вероятнее всего, будут обеспечиваться феноменом сте-
реотипа, который, по мнению Шихирева, тоже есть разновид-
ность установки.
   Однако есть еще одно соображение в пользу высказанного
предположения о знаковости социальной установки. Дело в
том, что в экологическом подходе Гибсона различается явное
и неявное знание. Неявное знание, по Гибсону, это знание, по-
лученное в акте непосредственного восприятия; знание, полу-
ченное вне всяких форм знакового опосредования. Это знание
несет в себе сущностную информацию и обеспечивает извле-
чение возможности окружающего мира. Вводимое нами поня-
тие «сущностная информация» будет подробно проанализиро-
вано вместе с понятиями «возможность» и «окружающий
мир» позже, но сейчас важно подчеркнуть, что сущностная
информация, получаемая непосредственно, через неявное зна-
ние, анализируется на уровне экологического компонента со-
циальной установки. А знаковая форма знания (явное знание)
анализируется на уровне аттитюда. Уровень экологического
компонента (базовый уровень собственно установки) функ-
ционирует неосознанно. При этом мы разводим понятия «бес-
сознательное», «неосознаваемое», «неосознанное», «под-
сознательное», что будет обосновано далее. Поэтому, конечно
же, у них и различные формы распространения.
   Если С.К. Рощин особо выделяет бессознательный характер
установки в отличие от социальной установки, то П.Н. Шихи-
рев отмечает фиксированность социальной установки, что
обусловлено, по его мнению, предметностью содержания со-
циальной установки. Мы вынуждены возразить обоим иссле-
дователям и делаем это одной фразой: предметность уясняется
непосредственно в акте интенционального переживания.