Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
20
психологией. Социальные аттитюды, в отличие от теории ус-
тановки, рассматриваются представителями различных психо-
логических теорий не как ориентации, полученные в результа-
те фиксации первичных социальных установок, а как сложные
психические образования, сформированные из других созна-
тельных психических процессов. В действительности же соци-
альные фиксированные установки, или социальные аттитюды,
формируются посредством фиксации
социальных установок и
затем вводятся в систему других фиксированных установок»
(Надирашвили, 1974. С.107).
Исследователи школы Д.Н.Узнадзе различают понятия со-
циальной установки и социального аттитюда, а «социальный
аттитюд» нельзя смешивать с «установкой социального пове-
дения», создаваемой у человека перед осуществлением соци-
ального поведения. Важным является вопрос целесообразно-
сти поведения на
основе установки и учет потребности в уста-
новке.
Ш.А.Надирашвили отмечает, что в известном определении
установки Г.В.Оллпорта отсутствуют потребности индивида
(которые определяют целесообразность поведения), предмет-
ная среда, ситуация. По мнению Надирашвили, это говорит о
том, что Оллпорт и Узнадзе имеют в виду различные психиче-
ские явления: опыт
для первого и активность для второго яв-
ляются центральными смыслообразующими компонентами
(см.: Надирашвили, 1989. С.124). Однако и в данном случае
мы замечаем, что здесь необходимо уточнение, которое долж-
но оттенить особое значение понятия «целенаправленность».
Если истолковывать вышесказанное буквально, то можно за-
метить, что отношения установки и целесообразности прини-
мают известный вид
отношений собаки и ее хвоста. Поскольку
потребность входит неотъемлемой частью в установку, то и
установка, и поведение на основе установки будут направлены
на эту потребность, то есть целесообразно. Если же плодо-
творную идею целесообразности развивать в ином направле-
нии, то целесообразным тогда можно назвать не только пове-
дение, соответствующее удовлетворению
данной потребности,
но и поведение, направленное на адекватный выбор возмож-
20                                             А.А. Девяткин
психологией. Социальные аттитюды, в отличие от теории ус-
тановки, рассматриваются представителями различных психо-
логических теорий не как ориентации, полученные в результа-
те фиксации первичных социальных установок, а как сложные
психические образования, сформированные из других созна-
тельных психических процессов. В действительности же соци-
альные фиксированные установки, или социальные аттитюды,
формируются посредством фиксации социальных установок и
затем вводятся в систему других фиксированных установок»
(Надирашвили, 1974. С.107).
   Исследователи школы Д.Н.Узнадзе различают понятия со-
циальной установки и социального аттитюда, а «социальный
аттитюд» нельзя смешивать с «установкой социального пове-
дения», создаваемой у человека перед осуществлением соци-
ального поведения. Важным является вопрос целесообразно-
сти поведения на основе установки и учет потребности в уста-
новке.
   Ш.А.Надирашвили отмечает, что в известном определении
установки Г.В.Оллпорта отсутствуют потребности индивида
(которые определяют целесообразность поведения), предмет-
ная среда, ситуация. По мнению Надирашвили, это говорит о
том, что Оллпорт и Узнадзе имеют в виду различные психиче-
ские явления: опыт для первого и активность для второго яв-
ляются центральными смыслообразующими компонентами
(см.: Надирашвили, 1989. С.124). Однако и в данном случае
мы замечаем, что здесь необходимо уточнение, которое долж-
но оттенить особое значение понятия «целенаправленность».
Если истолковывать вышесказанное буквально, то можно за-
метить, что отношения установки и целесообразности прини-
мают известный вид отношений собаки и ее хвоста. Поскольку
потребность входит неотъемлемой частью в установку, то и
установка, и поведение на основе установки будут направлены
на эту потребность, то есть целесообразно. Если же плодо-
творную идею целесообразности развивать в ином направле-
нии, то целесообразным тогда можно назвать не только пове-
дение, соответствующее удовлетворению данной потребности,
но и поведение, направленное на адекватный выбор возмож-