Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Исследования социальной установки в зарубежной психологии
21
ности окружающего мира для формирования консистентной
системы установок индивида.
Предлагаемое нами позднее понятие социально-экологиче-
ской ниши содержит человеческие возможности окружающего
мира, которые анализируются и выбираются экологическим
компонентом социальной установки. А.Г.Асмолов проблему
различения социальной установки и установки видит в реше-
нии вопроса первичности установки и деятельности. Ш.А. На
-
дирашвили отмечает, что социальные аттитюды формируются
как результат социальной жизни, но определяются той или
иной установкой, что охватывает весь комплекс социальных
взаимоотношений и различные потребности индивида (см.:
Надирашвили, 1974. С.103).
Исходя из вышесказанного и нашего представления об эко-
логической концепции социальной установки мы предполага-
ем, что базовым понятием, охватывающим все понятия (
атти-
тюд, установка, социальная установка, фиксированная уста-
новка и другие), является понятие социальной установки. В
свою очередь социальная установка состоит из трех уровней.
Первыйуровень экологического компонента социальной ус-
тановки (или уровень собственно установки, по Д.Н.Узнадзе).
Формирование этого уровня происходит по схеме Узнадзе
«потребность» + «ситуация удовлетворения». Второй уровень
уровень аттитюда. Здесь функционируют все механизмы,
открытые в социальной психологии аттитюда. Этот уровень
состоит из когнитивного и аффективного компонентов. Третий
уровеньуровень поведенческого компонента (или, лучше
сказать, уровень тенденции к действию). Все это объединено
понятием «социальная установка» – как принадлежащим сугу-
бо человеку.
Проблема cтруктуры аттитюда и измерение аттитюда
Другой
проблемой аттитюда может быть названа проблема
его измерения. Леон Терстоун в своей статье 1928 года «Атти-
тюд может быть измерен» предложил способ измерения атти-
Исследования социальной установки в зарубежной психологии   21
ности окружающего мира для формирования консистентной
системы установок индивида.
   Предлагаемое нами позднее понятие социально-экологиче-
ской ниши содержит человеческие возможности окружающего
мира, которые анализируются и выбираются экологическим
компонентом социальной установки. А.Г.Асмолов проблему
различения социальной установки и установки видит в реше-
нии вопроса первичности установки и деятельности. Ш.А. На-
дирашвили отмечает, что социальные аттитюды формируются
как результат социальной жизни, но определяются той или
иной установкой, что охватывает весь комплекс социальных
взаимоотношений и различные потребности индивида (см.:
Надирашвили, 1974. С.103).
   Исходя из вышесказанного и нашего представления об эко-
логической концепции социальной установки мы предполага-
ем, что базовым понятием, охватывающим все понятия (атти-
тюд, установка, социальная установка, фиксированная уста-
новка и другие), является понятие социальной установки. В
свою очередь социальная установка состоит из трех уровней.
Первый – уровень экологического компонента социальной ус-
тановки (или уровень собственно установки, по Д.Н.Узнадзе).
Формирование этого уровня происходит по схеме Узнадзе –
«потребность» + «ситуация удовлетворения». Второй уровень
– уровень аттитюда. Здесь функционируют все механизмы,
открытые в социальной психологии аттитюда. Этот уровень
состоит из когнитивного и аффективного компонентов. Третий
уровень – уровень поведенческого компонента (или, лучше
сказать, уровень тенденции к действию). Все это объединено
понятием «социальная установка» – как принадлежащим сугу-
бо человеку.


  Проблема cтруктуры аттитюда и измерение аттитюда

   Другой проблемой аттитюда может быть названа проблема
его измерения. Леон Терстоун в своей статье 1928 года «Атти-
тюд может быть измерен» предложил способ измерения атти-