Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 271 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
270
женности сознания и предмета, поля, горизонты которого не
содержат в себе скрытых, непроясненных в качестве значений
сущностей» (Молчанов, 1981. С.319).
Итак, подводя итоги столь краткого рассмотрения понятий
времени и эпохé в феноменологии, мы должны будем теперь
связать эти отмеченные особенности с вопросами структури-
рования социальной установки. Поскольку в нашем методе
эмпирического исследования
мы особое внимание уделяем
изучению опыта субъективного описания феномена, то для нас
очень важны слова Августина: «Итак, в тебе, душа моя, изме-
ряю я времена (...), и когда измеряю их, то измеряю не самые
предметы, которые проходят и прошли уже безвозвратно, а те
впечатления, которые они произвели на тебя». Вероятно,
именно
в этом и состоит одна из особенностей субъективного
описания опыта феномена, когда сам смысл возникает в мо-
мент удержания «теперь-точки» в ретенциональной области.
Это соотносимо также с процессами интерсубъективности,
когда в ходе экспериментального изучения выбора возможно-
сти окружающего мира, субъект оценивает возможности, ко-
торые ему предоставляет Другой, основываясь на впечатлени
-
ях субъекта об этом Другом.
Понимание времени в феноменологии тесно связано с ин-
тенциональностью и рефлексией. Интенциональность струк-
турирует время и сознание индивида. Благодаря темпорально-
сти возможна связь между рефлексией и сознанием, что очень
наглядно будет продемонстрировано в ходе эксперименталь-
ного изучения выбора возможности субъектом. Различный
уровень связи этих компонентов
обусловливает различные
группы субъектов по данному признаку. Различные уровни
взаимодействия времени, рефлексии и сознания обосновывает
разнообразные уровни темпоральной структурированности
феномена.
В ходе эмпирического изучения мы выделили также раз-
личные группы по длительности и последовательности акта
переживания субъекта (см.: Девяткин, 1996). Само структури-
рование переживания является исключительно индивидуаль-
ным и тесно связано с
временными характеристиками опыта
270                                            А.А. Девяткин
женности сознания и предмета, поля, горизонты которого не
содержат в себе скрытых, непроясненных в качестве значений
сущностей» (Молчанов, 1981. С.319).
   Итак, подводя итоги столь краткого рассмотрения понятий
времени и эпохé в феноменологии, мы должны будем теперь
связать эти отмеченные особенности с вопросами структури-
рования социальной установки. Поскольку в нашем методе
эмпирического исследования мы особое внимание уделяем
изучению опыта субъективного описания феномена, то для нас
очень важны слова Августина: «Итак, в тебе, душа моя, изме-
ряю я времена (...), и когда измеряю их, то измеряю не самые
предметы, которые проходят и прошли уже безвозвратно, а те
впечатления, которые они произвели на тебя». Вероятно,
именно в этом и состоит одна из особенностей субъективного
описания опыта феномена, когда сам смысл возникает в мо-
мент удержания «теперь-точки» в ретенциональной области.
Это соотносимо также с процессами интерсубъективности,
когда в ходе экспериментального изучения выбора возможно-
сти окружающего мира, субъект оценивает возможности, ко-
торые ему предоставляет Другой, основываясь на впечатлени-
ях субъекта об этом Другом.
   Понимание времени в феноменологии тесно связано с ин-
тенциональностью и рефлексией. Интенциональность струк-
турирует время и сознание индивида. Благодаря темпорально-
сти возможна связь между рефлексией и сознанием, что очень
наглядно будет продемонстрировано в ходе эксперименталь-
ного изучения выбора возможности субъектом. Различный
уровень связи этих компонентов обусловливает различные
группы субъектов по данному признаку. Различные уровни
взаимодействия времени, рефлексии и сознания обосновывает
разнообразные уровни темпоральной структурированности
феномена.
   В ходе эмпирического изучения мы выделили также раз-
личные группы по длительности и последовательности акта
переживания субъекта (см.: Девяткин, 1996). Само структури-
рование переживания является исключительно индивидуаль-
ным и тесно связано с временными характеристиками опыта