Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 36 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Исследования социальной установки в зарубежной психологии
35
хевиоризма (натурализм, негативное отношение к теории, раз-
рыв с философией, отказ от понятия целостности, невнимание
к сознанию, излишнее увлечение естественными науками и
другие) привели к протестам со стороны представителей дру-
гих направлений в психологии.
Одними из самых ярых противников бихевиоризма были
гештальтпсихологи. Позиции основателей гештальтпсихоло-
гии Келера, Коффки и Вертгеймера мы
проанализируем в раз-
деле психологического эксперимента нашей работы, а здесь
коснемся работ К. Левина и С.Аша, которые можно отнести к
области исследования аттитюда, несмотря на то, что К. Левин
не занимался напрямую аттитюдом, но, по сути, его работы
вносят вклад в интересующую нас область.
Исходя из теоретических основ своей
концепции он сделал
попытку интегрировать все детерминанты поведения в единую
динамическую систему. Для этого он использовал физическое
понятие «поле», многие принципы описания из топологии.
Динамическая система поведения находится в напряжении в
том случае, если нарушается равновесие между поведением и
средой. Таким образом, поведение имеет два уровня детерми-
нации, один из которых
принадлежит личности, другойок-
ружению. Он предполагал, что поведение определяется си-
мультантными операциями моментальных условий личности в
сочетании и взаимодействии со структурой ее окружения. Де-
терминанты, обусловленные этими двумя источниками, стано-
вятся актуальными только в том случае, когда они представ-
лены на уровне индивидуального жизненного пространства.
Исходя из этих ориентаций
Левин видел аттитюд прежде
всего как детерминант поведения, а не как зависимые пере-
менные. Чаще всего он признавал аттитюд как данность, а не в
качестве самостоятельной проблемы, требующей своего реше-
ния. Однако одно понятие в левиновском теоретическом ана-
лизе жизненного пространства личности может быть рассмот-
рено как близкое к концепции аттитюда
. В данном случае речь
идет о валентности. Позитивная валентность характеризует
объект в жизненном пространстве, относительно которого у
индивида возникает чувство аттракции, а негативная валент-
Исследования социальной установки в зарубежной психологии   35
хевиоризма (натурализм, негативное отношение к теории, раз-
рыв с философией, отказ от понятия целостности, невнимание
к сознанию, излишнее увлечение естественными науками и
другие) привели к протестам со стороны представителей дру-
гих направлений в психологии.
   Одними из самых ярых противников бихевиоризма были
гештальтпсихологи. Позиции основателей гештальтпсихоло-
гии Келера, Коффки и Вертгеймера мы проанализируем в раз-
деле психологического эксперимента нашей работы, а здесь
коснемся работ К. Левина и С.Аша, которые можно отнести к
области исследования аттитюда, несмотря на то, что К. Левин
не занимался напрямую аттитюдом, но, по сути, его работы
вносят вклад в интересующую нас область.
   Исходя из теоретических основ своей концепции он сделал
попытку интегрировать все детерминанты поведения в единую
динамическую систему. Для этого он использовал физическое
понятие «поле», многие принципы описания из топологии.
Динамическая система поведения находится в напряжении в
том случае, если нарушается равновесие между поведением и
средой. Таким образом, поведение имеет два уровня детерми-
нации, один из которых принадлежит личности, другой – ок-
ружению. Он предполагал, что поведение определяется си-
мультантными операциями моментальных условий личности в
сочетании и взаимодействии со структурой ее окружения. Де-
терминанты, обусловленные этими двумя источниками, стано-
вятся актуальными только в том случае, когда они представ-
лены на уровне индивидуального жизненного пространства.
   Исходя из этих ориентаций Левин видел аттитюд прежде
всего как детерминант поведения, а не как зависимые пере-
менные. Чаще всего он признавал аттитюд как данность, а не в
качестве самостоятельной проблемы, требующей своего реше-
ния. Однако одно понятие в левиновском теоретическом ана-
лизе жизненного пространства личности может быть рассмот-
рено как близкое к концепции аттитюда. В данном случае речь
идет о валентности. Позитивная валентность характеризует
объект в жизненном пространстве, относительно которого у
индивида возникает чувство аттракции, а негативная валент-