Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 38 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Исследования социальной установки в зарубежной психологии
3
7
теориями аффективной консистентности Абельсона, Розенбер-
га (1958), Хайдера (1958) и их взаимоотношений с поведением
(Инско и Шоплер, 1967; Розенберг и Ховланд, 1960). Наконец,
изучение когнитивной сложности основано во многом на тео-
ретическом анализе жизненного пространства и нашло отра-
жение в работах Брока (1962), Крокета (1965), Харвея (1967),
Керлингера (1967), Скотта (1963) и Зайонка (1960).
Представляя гештальтистские традиции, С.Аш и
Левин
(Аsch, 1940; Lеwin, 1941) подвергли сомнению представлен-
ную ранее бихевиористами известную модель смены и форми-
рования аттитюда на основе теории научения. Аш замечает,
что эти ранние теоретические исследования объектов аттитю-
да так же, как и согласие с коммуникатором, рассматриваются
как фиксированное несогласие с источником, к которому ком-
муникация привязывалась. Здесь теория
научения показывает
недостаточную релевантность к одному из значений аргумен-
тов. Аш был уверен, что это дает неверную картину функцио-
нирования аттитюда. Согласно ему, любой фон или содержа-
ние, которые влияют на значение коммуникации как на его
источник, могут влиять на индивидуальное принятие его ар-
гументов.
Один из важнейших вкладов Аша состоит
в том, что все
последующие исследования аттитюда на основе теории науче-
ния обязаны были учитывать процессы приобретения и смены
значений. При всем этом сам Аш никогда не сравнивал в сво-
их работах его когнитивную ориентацию с формулировками
Л. Дуба, основанными на теории научения. Однако для разра-
ботки конструкта имплицитной реакции
теории Дуба лучше
было бы «встретиться» с возражениями Аша, чем с формули-
ровками Лорге и Торндайка (см.: Grееnwald Вrоm, Оstrom,
1968). Влияние доверия коммуникатора или престижа источ-
ника информации было интерпретировано Торндайком (1935)
и Лорге (1936) как обусловливание аффективной реакцией на
коммуникатора, которая ассоциировалась с содержанием ком-
муникации.
Таким образом, гештальтистские традиции
сыграли суще-
ственную роль для аттитюда. «Наиболее видным представите-
Исследования социальной установки в зарубежной психологии   37
теориями аффективной консистентности Абельсона, Розенбер-
га (1958), Хайдера (1958) и их взаимоотношений с поведением
(Инско и Шоплер, 1967; Розенберг и Ховланд, 1960). Наконец,
изучение когнитивной сложности основано во многом на тео-
ретическом анализе жизненного пространства и нашло отра-
жение в работах Брока (1962), Крокета (1965), Харвея (1967),
Керлингера (1967), Скотта (1963) и Зайонка (1960).
   Представляя гештальтистские традиции, С.Аш и Левин
(Аsch, 1940; Lеwin, 1941) подвергли сомнению представлен-
ную ранее бихевиористами известную модель смены и форми-
рования аттитюда на основе теории научения. Аш замечает,
что эти ранние теоретические исследования объектов аттитю-
да так же, как и согласие с коммуникатором, рассматриваются
как фиксированное несогласие с источником, к которому ком-
муникация привязывалась. Здесь теория научения показывает
недостаточную релевантность к одному из значений аргумен-
тов. Аш был уверен, что это дает неверную картину функцио-
нирования аттитюда. Согласно ему, любой фон или содержа-
ние, которые влияют на значение коммуникации как на его
источник, могут влиять на индивидуальное принятие его ар-
гументов.
   Один из важнейших вкладов Аша состоит в том, что все
последующие исследования аттитюда на основе теории науче-
ния обязаны были учитывать процессы приобретения и смены
значений. При всем этом сам Аш никогда не сравнивал в сво-
их работах его когнитивную ориентацию с формулировками
Л. Дуба, основанными на теории научения. Однако для разра-
ботки конструкта имплицитной реакции теории Дуба лучше
было бы «встретиться» с возражениями Аша, чем с формули-
ровками Лорге и Торндайка (см.: Grееnwald Вrоm, Оstrom,
1968). Влияние доверия коммуникатора или престижа источ-
ника информации было интерпретировано Торндайком (1935)
и Лорге (1936) как обусловливание аффективной реакцией на
коммуникатора, которая ассоциировалась с содержанием ком-
муникации.
   Таким образом, гештальтистские традиции сыграли суще-
ственную роль для аттитюда. «Наиболее видным представите-