Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 48 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Исследования социальной установки в зарубежной психологии
4
7
тает новых друзей, которые могут предлагать аттитюды, от-
личные от тех, которых он ранее придерживался, но конси-
стентные с новой информацией, он с готовностью пересматри-
вает старые убеждения и принимает аттитюды, предлагаемые
своим новым окружением. Может даже возникать ситуация,
когда индивид занимает позиции, противоположные прежним.
Многие идеи Т. Ньюкомба были впоследствии
развиты
другими исследователями именно в рамках интерперсональ-
ных ассоциаций. Это, прежде всего работы Леона Фестингера
и его теория социальных сравнений (1954), работы Смита и
Брунера (1956), Кельмана (1958), Катца (1960) (см.: Greenwald,
Вrосk аnd Оstrоm, 1968).
Сразу следует отметить тот очевидный факт, что теория
когнитивного диссонанса Л. Фестингера противоположна тео-
риям коммуникативных актов и
структурного баланса. Явля-
ясь учеником и последователем Курта Левина, Л. Фестингер
исходил в своей теории из понятия «потребность», выделяя
при этом особый вид потребностипотребность в оценивании
самого себя (еvаluаtivenеed). Стремление оценивать свои мне-
ния, способности, эмоции Л. Фестингер соотносит с понятия-
ми социального, группового согласия. Поскольку в
социаль-
ном мире (в отличие от физического) невозможно проверить
мнение эмпирически, существует только один способ верифи-
кациисоциальное согласие, консенсус. Но он возможен
только тогда, когда люди могут сопоставлять свои взгляды и
мнения с мнениями других людей. Именно отсюда и рождает-
ся потребность человека сравнивать себя с другими. Тенден-
ция
сравнивать уменьшается, если различия между людьми
возрастают. Сравнение становится устойчивым, когда нечто
сравнивают с близкими мнениями, на которые личность ори-
ентируется. Другой потребностью является потребность в зна-
нии, в том числе и в знании о себе. Это прежде всего потреб-
ность иметь непротиворечивые, последовательные и взаимо-
связанные знания. Вероятнее всего, теорию
когнитивного дис-
сонанса лучше было бы назвать общепсихологической теорией
(см.: Андреева, Богомолова, Петровская, 1978).
Исследования социальной установки в зарубежной психологии   47
тает новых друзей, которые могут предлагать аттитюды, от-
личные от тех, которых он ранее придерживался, но конси-
стентные с новой информацией, он с готовностью пересматри-
вает старые убеждения и принимает аттитюды, предлагаемые
своим новым окружением. Может даже возникать ситуация,
когда индивид занимает позиции, противоположные прежним.
   Многие идеи Т. Ньюкомба были впоследствии развиты
другими исследователями именно в рамках интерперсональ-
ных ассоциаций. Это, прежде всего работы Леона Фестингера
и его теория социальных сравнений (1954), работы Смита и
Брунера (1956), Кельмана (1958), Катца (1960) (см.: Greenwald,
Вrосk аnd Оstrоm, 1968).
   Сразу следует отметить тот очевидный факт, что теория
когнитивного диссонанса Л. Фестингера противоположна тео-
риям коммуникативных актов и структурного баланса. Явля-
ясь учеником и последователем Курта Левина, Л. Фестингер
исходил в своей теории из понятия «потребность», выделяя
при этом особый вид потребности – потребность в оценивании
самого себя (еvаluаtivenеed). Стремление оценивать свои мне-
ния, способности, эмоции Л. Фестингер соотносит с понятия-
ми социального, группового согласия. Поскольку в социаль-
ном мире (в отличие от физического) невозможно проверить
мнение эмпирически, существует только один способ верифи-
кации – социальное согласие, консенсус. Но он возможен
только тогда, когда люди могут сопоставлять свои взгляды и
мнения с мнениями других людей. Именно отсюда и рождает-
ся потребность человека сравнивать себя с другими. Тенден-
ция сравнивать уменьшается, если различия между людьми
возрастают. Сравнение становится устойчивым, когда нечто
сравнивают с близкими мнениями, на которые личность ори-
ентируется. Другой потребностью является потребность в зна-
нии, в том числе и в знании о себе. Это прежде всего потреб-
ность иметь непротиворечивые, последовательные и взаимо-
связанные знания. Вероятнее всего, теорию когнитивного дис-
сонанса лучше было бы назвать общепсихологической теорией
(см.: Андреева, Богомолова, Петровская, 1978).