Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 54 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Исследования социальной установки в зарубежной психологии
53
П.Н. Шихирев, характеризуя исследования по психологии
аттитюда, отмечал, что они являются как бы миниатюрной
копией всей социальной психологии. При этом он говорил, что
одним из главных недостатков социальной психологии в США
является ограниченность исследований рамками индивида, что
ведет к пренебрежению социальной спецификой аттитюда
(см.: Шихирев, 1973). При этом «саму социальную
установку
можно определить как фиксированный образ, имеющий еди-
ный «личностный смысл» для членов данной общности и вы-
полняющий функцию психологического интегратора их пове-
дения» (Шихирев, 1976. С.209). Подводя итог почти всех ис-
следований, П.Н. Шихирев отмечает, что большинство иссле-
дований аттитюда характеризует абстрактная позиция абст-
рактного индивида в системе ценностей. Он
предлагает, в ча-
стности, отказаться от деления на компоненты аттитюда, кон-
кретизировать исследования, изменить технику измерения ус-
тановок, добавив метод наблюдения, и четко разграничить
мнение и установку. Автор считает, что «надо анализировать
индивидуальное поведение в социальном контексте» (Шихи-
рев, 1979. С.101). Именно эти задачи (и большинство других)
позволяет решить предлагаемый феноменологический
метод
анализа в рамках экологической концепции социальной уста-
новки, ибо он исключает любую «абстрактную позицию абст-
рактного индивида», поскольку используется феноменологи-
ческий эксперимент; учитывает систему ценностей и смыслов
на основе развития теории интенциональности применительно
к социальной установке, изменяет технику измерения аттитю-
да на основе представлений о социально-экологической нише
индивида, широко
использует метод наблюдения как один из
главных в феноменологическом эксперименте. Все наблюде-
ния за индивидуальным поведением ведутся только «в соци-
альном контексте». При этом общим базисом формирования
социальной установки мы видим механизм, предложенный в
школе Д.Н. Узнадзепотребность»+«ситуация удовлетворе-
ния»). «Общая позиция всей зарубежной психологииуста-
новкане
является феноменом, основывающимся на объек-
тивно выявленном поведении и внутренней психической ак-
Исследования социальной установки в зарубежной психологии   53
   П.Н. Шихирев, характеризуя исследования по психологии
аттитюда, отмечал, что они являются как бы миниатюрной
копией всей социальной психологии. При этом он говорил, что
одним из главных недостатков социальной психологии в США
является ограниченность исследований рамками индивида, что
ведет к пренебрежению социальной спецификой аттитюда
(см.: Шихирев, 1973). При этом «саму социальную установку
можно определить как фиксированный образ, имеющий еди-
ный «личностный смысл» для членов данной общности и вы-
полняющий функцию психологического интегратора их пове-
дения» (Шихирев, 1976. С.209). Подводя итог почти всех ис-
следований, П.Н. Шихирев отмечает, что большинство иссле-
дований аттитюда характеризует абстрактная позиция абст-
рактного индивида в системе ценностей. Он предлагает, в ча-
стности, отказаться от деления на компоненты аттитюда, кон-
кретизировать исследования, изменить технику измерения ус-
тановок, добавив метод наблюдения, и четко разграничить
мнение и установку. Автор считает, что «надо анализировать
индивидуальное поведение в социальном контексте» (Шихи-
рев, 1979. С.101). Именно эти задачи (и большинство других)
позволяет решить предлагаемый феноменологический метод
анализа в рамках экологической концепции социальной уста-
новки, ибо он исключает любую «абстрактную позицию абст-
рактного индивида», поскольку используется феноменологи-
ческий эксперимент; учитывает систему ценностей и смыслов
на основе развития теории интенциональности применительно
к социальной установке, изменяет технику измерения аттитю-
да на основе представлений о социально-экологической нише
индивида, широко использует метод наблюдения как один из
главных в феноменологическом эксперименте. Все наблюде-
ния за индивидуальным поведением ведутся только «в соци-
альном контексте». При этом общим базисом формирования
социальной установки мы видим механизм, предложенный в
школе Д.Н. Узнадзе («потребность»+«ситуация удовлетворе-
ния»). «Общая позиция всей зарубежной психологии – уста-
новка – не является феноменом, основывающимся на объек-
тивно выявленном поведении и внутренней психической ак-