Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 56 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Часть II
ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ В ШКОЛЕ Д.Н.УЗНАДЗЕ
Неиспользованные возможности теории установки
Д.Н.Узнадзе
Исследования социальной установки в зарубежной психо-
логии велись в направлении изучения способов формирова-
ния, структуры аттитюда. При этом почти вековые поиски так
и не дали ответа, что есть такое социальная установка как фе-
номен психической жизни, в чем суть ее взаимодействия с ок-
ружающим миром и индивидом. До сих пор не ясно, как фор-
мируется аттитюд, какова его структура и функции компонен-
тов. Различия в понимании перечисленных проблем столь ве-
лики, что порою взаимоисключают друг друга. Нам представ-
ляется, что общим недостатком почти всех
концепций аттитю-
да в зарубежной психологии является их методологическая
несостоятельность, что проявляется в пренебрежении к фило-
софским основам той или иной концепции. Предлагаемые по-
зиции чаще всего расположены в русле традиционных направ-
лений психологиибихевиоризм, когнитивное направление,
гештальтпсихология, психоанализ и другие.
Хорошо известно, что ни одно из современных направле-
ний
психологии не способно адекватно решать проблему че-
ловека, не может корректно ставить вопросы философского
обоснования проблем психики и человека. Упорно низвергае-
мый ныне марксизм, с нашей точки зрения, не позволил отече-
ственной психологии захлебнуться в потоке известных идей о
психике человека, столь настойчиво насаждаемых научной
общественностью. Проблема современной психологии Запа-
                          Часть II

    ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ В ШКОЛЕ Д.Н.УЗНАДЗЕ

    Неиспользованные возможности теории установки
                     Д.Н.Узнадзе

   Исследования социальной установки в зарубежной психо-
логии велись в направлении изучения способов формирова-
ния, структуры аттитюда. При этом почти вековые поиски так
и не дали ответа, что есть такое социальная установка как фе-
номен психической жизни, в чем суть ее взаимодействия с ок-
ружающим миром и индивидом. До сих пор не ясно, как фор-
мируется аттитюд, какова его структура и функции компонен-
тов. Различия в понимании перечисленных проблем столь ве-
лики, что порою взаимоисключают друг друга. Нам представ-
ляется, что общим недостатком почти всех концепций аттитю-
да в зарубежной психологии является их методологическая
несостоятельность, что проявляется в пренебрежении к фило-
софским основам той или иной концепции. Предлагаемые по-
зиции чаще всего расположены в русле традиционных направ-
лений психологии – бихевиоризм, когнитивное направление,
гештальтпсихология, психоанализ и другие.
   Хорошо известно, что ни одно из современных направле-
ний психологии не способно адекватно решать проблему че-
ловека, не может корректно ставить вопросы философского
обоснования проблем психики и человека. Упорно низвергае-
мый ныне марксизм, с нашей точки зрения, не позволил отече-
ственной психологии захлебнуться в потоке известных идей о
психике человека, столь настойчиво насаждаемых научной
общественностью. Проблема современной психологии Запа-