Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 58 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе
5
7
На сегодняшний день не существует адекватного философ-
ского обоснования проблем психики человека, но это не зна-
чит, что надо бесконечно повторять старые схемы с их ветхи-
ми заветами.
Нам представляется, что гуссерле-гибсоновские основы по-
нимания человека во взаимодействии с окружающим миром
могут претендовать на шаг вперед в исследовании явления со
-
циальной установки. Анализируя результаты работы отечест-
венных психологов, мы обосновываем необходимость призна-
ния идей Д.Н. Узнадзе базовыми для понимания феномена со-
циальной установки: сама философская идея установки разра-
ботана в школе Узнадзе намного продуктивнее зарубежных
аналогов концепций аттитюда, она позволяет совершить сле-
дующий шаг в познании социальной установки, использовать
более фундаментальные философские основы.
В данной части работы мы предполагаем рассмотреть ос-
новные направления изучения установки в отечественной пси-
хологии. В первую очередь в этой связи должна быть изучена
позиция школы, основанной Д.Н. Узнадзе, имя которого по
праву принадлежит мировой психологии, Здесь же мы проана-
лизируем позиции по данной проблеме
В.Н. Мясищева,
В.А. Ядова, А.Г. Асмолова.
Сразу следует отметить, что для всех отечественных пси-
хологов, занимающихся проблемой установки, исследования
Д.Н. Узнадзе явились базовыми, несмотря на то, что сами их
концепции вполне могли противоречить основным положени-
ям теории установки. В настоящее время по проблемам теории
установки существует
обширная литература, проводятся авто-
ритетные конференции. Тем не менее наследие Д.Н. Узнадзе
еще хранит в себе неиспользованные возможности для иссле-
дователя.
Начиная анализ работ Д.Н. Узнадзе, мы обращаем внима-
ние на незначительный факт его творчества. Как хорошо из-
вестно, в 1909 году Д.Н. Узнадзе защитил на факультете фило-
софии
Лейпцигского университета докторскую диссертацию,
посвященную В. Соловьеву, «крупнейшей фигуре русской фи-
лософии» (Лосев, 1988. С.3). Тема работы «Die mеtаfisische
Теория установки в школе Д.Н.Узнадзе                     57
   На сегодняшний день не существует адекватного философ-
ского обоснования проблем психики человека, но это не зна-
чит, что надо бесконечно повторять старые схемы с их ветхи-
ми заветами.
   Нам представляется, что гуссерле-гибсоновские основы по-
нимания человека во взаимодействии с окружающим миром
могут претендовать на шаг вперед в исследовании явления со-
циальной установки. Анализируя результаты работы отечест-
венных психологов, мы обосновываем необходимость призна-
ния идей Д.Н. Узнадзе базовыми для понимания феномена со-
циальной установки: сама философская идея установки разра-
ботана в школе Узнадзе намного продуктивнее зарубежных
аналогов концепций аттитюда, она позволяет совершить сле-
дующий шаг в познании социальной установки, использовать
более фундаментальные философские основы.
   В данной части работы мы предполагаем рассмотреть ос-
новные направления изучения установки в отечественной пси-
хологии. В первую очередь в этой связи должна быть изучена
позиция школы, основанной Д.Н. Узнадзе, имя которого по
праву принадлежит мировой психологии, Здесь же мы проана-
лизируем позиции по данной проблеме В.Н. Мясищева,
В.А. Ядова, А.Г. Асмолова.
   Сразу следует отметить, что для всех отечественных пси-
хологов, занимающихся проблемой установки, исследования
Д.Н. Узнадзе явились базовыми, несмотря на то, что сами их
концепции вполне могли противоречить основным положени-
ям теории установки. В настоящее время по проблемам теории
установки существует обширная литература, проводятся авто-
ритетные конференции. Тем не менее наследие Д.Н. Узнадзе
еще хранит в себе неиспользованные возможности для иссле-
дователя.
   Начиная анализ работ Д.Н. Узнадзе, мы обращаем внима-
ние на незначительный факт его творчества. Как хорошо из-
вестно, в 1909 году Д.Н. Узнадзе защитил на факультете фило-
софии Лейпцигского университета докторскую диссертацию,
посвященную В. Соловьеву, «крупнейшей фигуре русской фи-
лософии» (Лосев, 1988. С.3). Тема работы «Die mеtаfisische