Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 59 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
58
Weltanshаuung W.Sоlоwiows, mit оrientierendem Uеbеrbliсk
seinеr Еrkеnntnisthеоrie» близка феноменологии, а сам факт
обращения к В. Соловьеву, Г. Лейбницу, А. Бергсону говорит
о многом. Для нас это прежде всего возможность точек сопри-
косновения теории установки и феноменологического взгляда
на ее проблемы.
Любое исследование проблем социальной установки и
ус-
тановки предполагает освещение ряда вопросов. Традиционно
к таковым можно отнести вопросы: соотношения установки и
аттитюда, первичности установки, формирования установки,
вопрос, связанный с преодолением постулата непосредствен-
ности, вопрос экспериментального изучения установки.
Сама теория установки, согласно Д.Н. Узнадзе, возникла
как попытка понять активность психического, проблемы его
развития и взаимодействия с
окружающим миром. Узнадзе
исходит из необходимости понятия «развитие психики», а для
этого, как он считает, «существует, так сказать, досознатель-
ная ступень развития психики» (Узнадзе, 1966. С.140). Рас-
сматривая традиционную классификацию душевных явлений,
Узнадзе отмечает прежде всего три главных ее компонента:
познание, чувство и волю. При этом он замечает, что главная
их особенность
состоит в том, что все эти процессы созна-
тельны.
Исходя из критикуемого им положения о совпадении соз-
нательного и психического, Узнадзе говорит, что в этом слу-
чае «для понятия развития не остается места». Поэтому он и
предполагает, что идее развития в психологии вполне может
служить понятие бессознательного. Но здесь Узнадзе
отмеже-
вывается от психологии бессознательного, в которой бессоз-
нательное и сознание не представляются как две ступени раз-
вития, «из которых предшествующей является ступень бессоз-
нательного, а последующейступень сознательного» (Узнад-
зе, 1966. С.136). Сейчас мы не будем касаться вопросов взаи-
модействия психологии бессознательного и теории установки;
это будет сделано в связи с
рассмотрением проблемы бессоз-
нательного, но здесь мы должны отметить, что Узнадзе видит
в бессознательном первую ступень развития.
58                                              А.А. Девяткин
Weltanshаuung W.Sоlоwiows, mit оrientierendem Uеbеrbliсk
seinеr Еrkеnntnisthеоrie» близка феноменологии, а сам факт
обращения к В. Соловьеву, Г. Лейбницу, А. Бергсону говорит
о многом. Для нас это прежде всего возможность точек сопри-
косновения теории установки и феноменологического взгляда
на ее проблемы.
    Любое исследование проблем социальной установки и ус-
тановки предполагает освещение ряда вопросов. Традиционно
к таковым можно отнести вопросы: соотношения установки и
аттитюда, первичности установки, формирования установки,
вопрос, связанный с преодолением постулата непосредствен-
ности, вопрос экспериментального изучения установки.
    Сама теория установки, согласно Д.Н. Узнадзе, возникла
как попытка понять активность психического, проблемы его
развития и взаимодействия с окружающим миром. Узнадзе
исходит из необходимости понятия «развитие психики», а для
этого, как он считает, «существует, так сказать, досознатель-
ная ступень развития психики» (Узнадзе, 1966. С.140). Рас-
сматривая традиционную классификацию душевных явлений,
Узнадзе отмечает прежде всего три главных ее компонента:
познание, чувство и волю. При этом он замечает, что главная
их особенность состоит в том, что все эти процессы созна-
тельны.
    Исходя из критикуемого им положения о совпадении соз-
нательного и психического, Узнадзе говорит, что в этом слу-
чае «для понятия развития не остается места». Поэтому он и
предполагает, что идее развития в психологии вполне может
служить понятие бессознательного. Но здесь Узнадзе отмеже-
вывается от психологии бессознательного, в которой бессоз-
нательное и сознание не представляются как две ступени раз-
вития, «из которых предшествующей является ступень бессоз-
нательного, а последующей – ступень сознательного» (Узнад-
зе, 1966. С.136). Сейчас мы не будем касаться вопросов взаи-
модействия психологии бессознательного и теории установки;
это будет сделано в связи с рассмотрением проблемы бессоз-
нательного, но здесь мы должны отметить, что Узнадзе видит
в бессознательном первую ступень развития.