Составители:
Рубрика:
А.А. Девяткин
60
ное уточнение. С одной стороны, декартовский дуализм не
столь легко преодолеваем в практике исследования, сколь час-
то отвергаем в работах общего характера. С другой стороны,
вероятно, на сегодняшний день идеи Ренатуса еще не могут
быть достаточно аргументированно отвергнуты, ибо ими все
равно пользуются в той или иной степени. Наиболее опти-
мальный
вариант соотношения физического и психического
предложен, по нашему мнению, в рамках экологического под-
хода в психологии. Что же касается постулата непосредствен-
ности, то существуют позиции, противоположные теории ус-
тановки, и им сложно отказать в убедительности. «Нужно от-
метить, что в некоторых психологических концепциях связь
«объект и его первичный образ» трактуется
как опосредован-
ная; между объектом и образом включается еще некоторый
третий член. В этой связи подвергался критике так называе-
мый постулат непосредственности. Однако этот постулат в
том виде, как он сформирован первоначально, относится со-
всем к другому. С точки зрения этого постулата непосредст-
венно данными являются наши знания о собственном
внут-
реннем психическом мире (интроспекция – это якобы приви-
легия психологии), тогда как знание о физическом мире фор-
мируется не непосредственно, а через целую систему референ-
тов. Другой смысл постулата непосредственности состоит в
утверждении прямой связи стимула и реакции» (Ломов, 1984.
С.165). Вероятно, необходимо относиться к «постулату непо-
средственности» как к базовой посылке
, на которой строится
вся теория, ибо если мы отвергнем это положение, то нет
смысла во всех последующих построениях. Однако здесь нам
видится еще одна сторона вопроса, которая не может быть ос-
тавлена без внимания при обсуждении вопроса «физическое-
психическое» в психологии. Нам думается, что психология
вообще не должна рассуждать об
абстрактных психических
свойствах, процессах или состояниях. Это единственная наука,
которая обязана рассматривать физическое и психическое в
рамках одной системы – живого организма. Ибо если утеряна
индивидуальность, утеряна жизнь исследуемого организма, то
60 А.А. Девяткин ное уточнение. С одной стороны, декартовский дуализм не столь легко преодолеваем в практике исследования, сколь час- то отвергаем в работах общего характера. С другой стороны, вероятно, на сегодняшний день идеи Ренатуса еще не могут быть достаточно аргументированно отвергнуты, ибо ими все равно пользуются в той или иной степени. Наиболее опти- мальный вариант соотношения физического и психического предложен, по нашему мнению, в рамках экологического под- хода в психологии. Что же касается постулата непосредствен- ности, то существуют позиции, противоположные теории ус- тановки, и им сложно отказать в убедительности. «Нужно от- метить, что в некоторых психологических концепциях связь «объект и его первичный образ» трактуется как опосредован- ная; между объектом и образом включается еще некоторый третий член. В этой связи подвергался критике так называе- мый постулат непосредственности. Однако этот постулат в том виде, как он сформирован первоначально, относится со- всем к другому. С точки зрения этого постулата непосредст- венно данными являются наши знания о собственном внут- реннем психическом мире (интроспекция это якобы приви- легия психологии), тогда как знание о физическом мире фор- мируется не непосредственно, а через целую систему референ- тов. Другой смысл постулата непосредственности состоит в утверждении прямой связи стимула и реакции» (Ломов, 1984. С.165). Вероятно, необходимо относиться к «постулату непо- средственности» как к базовой посылке, на которой строится вся теория, ибо если мы отвергнем это положение, то нет смысла во всех последующих построениях. Однако здесь нам видится еще одна сторона вопроса, которая не может быть ос- тавлена без внимания при обсуждении вопроса «физическое- психическое» в психологии. Нам думается, что психология вообще не должна рассуждать об абстрактных психических свойствах, процессах или состояниях. Это единственная наука, которая обязана рассматривать физическое и психическое в рамках одной системы живого организма. Ибо если утеряна индивидуальность, утеряна жизнь исследуемого организма, то
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- …
- следующая ›
- последняя »